УЗНАЙ-КА!
 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Географическое положение Китая
2. Площадь и территория Китая
3. Система административного деления Китая
4. Климат Китая
5. Природные ресурсы Китая
6. Население Китая

7. Религия и обычаи Китая

8. Экономика Китая

Географическое положение Китая

Китай находится в восточной части Евразийского материка — самого большого на планете участка суши, — на западном побережье крупнейшего в мире Тихого океана. Приблизительно 98% территории Китая расположено между 20° и 50° северной широты, большая часть страны принадлежит к умеренному (подразумеваются умеренно-холодный, умеренный и умеренно-теплый) и субтропическому поясам, которые соответственно охватывают 45,6 и 26,1 % территории Китая.
Китай граничит с Кореей на северо-востоке, с Россией и Монголией — на севере, с Афганистаном, Пакистаном, Непалом, Бутаном и Индией — на юго-западе, с Бирмой, Лаосом и Вьетнамом — на юге. На востоке и юго-востоке КНР имеет морские границы с Японией, Филиппинами, Малайзией, Брунеем и Индонезией.

Площадь и территория Китая

Китай — одна из крупнейших стран мира с площадью около 9,6 млн. кв. км, что составляет 6,5% площади земного шара. По размерам Китай занимает третье место в мире среди более чем 160 стран, уступая лишь Канаде и России; его площадь приблизительно соответствует размерам Европы с ее странами.
С запада на восток — от Памира (73°40' восточной долготы) западнее уезда Уця в Синьцзян-Уйгурском автономном районе до восточной линии границы (135°5' восточной долготы) в месте слияния рек Хэйлунцзян и Уссури — протяженность территории Китая равняется примерно 5200 км. С севера на юг — по фарватеру реки Хэйлунцзян (53°31' северной широты) севернее города Мохэ до мыса Цзэнмуаныпа (4°15' северной широты) в самой южной оконечности архипелага Наньшацюньдао — она равняется примерно 5500 км. Протяженность сухопутной границы составляет 22 000 км, а береговой линии материковой полосы — 18 000 км (или 32 000 км, если включать сюда комбинированную береговую линию более 5000 удаленных от суши островов).
Обширны также морские пространства Китая. На востоке и юго-востоке его побережье омывается водами Бохайского (внутреннее море страны), Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Примыкая друг к другу с северо-востока на юго-запад, эти моря образуют сектор общей площадью 4,78 млн. кв. км.

Система административного деления Китая

Административное деление в своей основе - это система на трех уровнях: провинций, уездов (городов) и волостей (поселков).

Страна разделена на 22 провинции, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения. Административные единицы провинциального подчинения или подчинения автономных районов включают автономные округа, уезды, автономные уезды и города. В подчинении уезда или автономного уезда находятся волости, национальные волости и поселки. Города центрального подчинения и крупные города делятся на районы и уезды, в то время как автономные округа разделены на уезды, автономные уезды и города. Автономные районы, округа и уезды являются районами национальной автономии. Административные районы, районы и аймаки не являются органами государственной власти, но представляют власть провинций и автономных районов, которая осуществляет юрисдикцию над соответствующими уездами (хошунами) или городами. Районные ведомства также не являются органами государственной власти, а представляют городские районы или не разделенные на районы города. В некоторых провинциях были отменены районные административные единицы, и на их место поставлены уезды регионального подчинения под юрисдикцией городов провинциального подчинения.

Три города центрального подчинения - это Пекин, Шанхай и Тяньцзинь.

Двадцать две провинции - Хэбэй, Шаньси, Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Цзянси, Фуцзянь, Хэнань, Хубэй, Хунань, Гуандун, Сы-чуань, Гуйчжоу, Юньнань, Тайвань.

Пять автономных районов - Внутренняя Монголия, Нинся, Синьцзян, Гуанси и Тибет.

Эти города, провинции и автономные районы имеют под своей юрисдикцией 31 автономный округ, 321 город и 2046 уездов.

Новая Конституция определила волость как первичную единицу государственной власти вместо народной коммуны, которая сейчас является исключительно административной единицей коллективного хозяйства, а не комбинацией из производственных и больших производственных бригад, как ранее. Работа по созданию волостей в настоящее время закончена. Сейчас существует 91 000 волостей (в том числе и национальные волости) и поселков против 56 000 коммун и поселков в прошлом.

Климат Китая

Климат Китая характеризуется прежде всего муссонными дождями и ярко выраженной сменой времен года, частыми северными ветрами с небольшим количеством осадков зимой и частыми южными ветрами с обильными дождями летом. К разнообразию общеклиматических условий относятся холодные воздушные потоки, циклоны, периодические дожди и тайфуны. Характерной является также ярко выраженная континентальность климата с широкой вариацией температур и осадков, особенно между низшими и высшими пределами. Зимой температура в Китае ниже, чем в других странах, расположенных на той же широте, летом она намного выше. Напр., уезд Хума в провинции Хэйлунцзян и пригородный Лондон расположены между 51° и 52° северной широты. Средняя температура января в уезде Хума -27,8°С, а в Лондоне, где растительность остается зеленой, как в Шанхае и Ханчжоу, находящихся между 30° и 31° северной широты, 3,7°С. Тяньцзинь и Лиссабон расположены на 39° северной широты, но в Тяньцзине средняя температура января -4,1°С, а самая низкая -22,9°С, в то время как в Лиссабоне средняя температура января 9,2°С, а самая низкая -1,7 С. Климатические условия разных районов страны сильно отличаются друг от друга из-за обширной территории Китая и сложного строения ее поверхности. В 1958 г. Комитет географического районирования Академии наук КНР разделил страну на шесть климатических поясов (не включая Цинхай-Тибетское нагорье).
Общая картина распространения годового количества осадков в Китае характеризуется их прогрессивным понижением от юго-восточного побережья (1000— 2000 мм; рекордная цифра зарегистрирована в Хошаоляо, провинция Тайвань, — 8408 мм) до внутренних районов северо-запада (100—200 мм), другими словами, чем дальше от побережья, тем меньше количество осадков. Восточный Синьцзян, расположенный в самом центре Евразийского материка, является аридным центром Китая с годовым количеством осадков менее 50 мм, здесь же, в Турфанской впадине, уезд Токсун, среднегодовое количество осадков только 3,9 мм — это наименьшее количество осадков по всей стране. В 1958 г., взяв за основу индекс аридности (отношение количества осадков к возможной испаряемости) в дни со средней суточной температурой »10°С, Комитет географического районирования Академии наук КНР разделил страну с юго-востока на северо-запад (включая Цинхай-Тибетское нагорье) на следующие четыре области:
Влажная область (32,2% территории страны). Аридность менее 1,0, годовое количество осадков более 750 мм, растительность лесов.
Полувлажная область (14,5% территории). Аридность от 1,0 до 1,5, годовое количество осадков от 400 до 750 мм, растительность лесов и лугов.
Полуаридная область (21,7% территории). Аридность от 1,5 до 2,0, годовое количество осадков от 200 до 400 мм, растительность степей.
Аридная область (30,8% территории). Аридность более 2,0, годовое количество осадков менее 200 мм, растительность пустынных степей (аридность от 2,0 до 4,0) и пустынь (аридность более 4,0).

Природные ресурсы Китая

В Китае отмечается большая разница температур и обилие атмосферных осадков. За исключением некоторых необычайно высоких, постоянно покрытых снегом гор, температура по всей территории страны благоприятствует росту растений. В экваториальных районах, и на тропических равнинах в особенности, период роста растений длится круглый год, и там можно собирать три урожая риса в год. Даже умеренно-холодные равнины с неблагоприятными температурными условиями дают в год один урожай яровой пшеницы, картофеля и т.д. Атмосферные осадки на огромных территориях зон влажного и полувлажного климата благоприятны для развития земледелия; кормовая трава растет в изобилии даже в полуаридных областях. Земледелие и лесонасаждения не могут обойтись без орошения только в аридных областях, где естественная растительность представлена главным образом кустарниками, кустарничками и микрокустарниковыми. Особенно важен тот факт, что сочетание дождливого и сухого сезонов при муссонном климате способствует равномерному распределению температурного режима и влажности в большинстве областей, предоставляя благоприятные условия для развития сельского хозяйства. В целом продолжительность светового дня в Китае возрастает постепенно с юга на север. На Сычуань и Гуйчжоу приходится наименьшее количество света. В обеих провинциях среднегодовая норма светового дня составляет 30%, а продолжительность светового времени в год - не более 1400 часов. От этих двух провинций к периферии световой день понемногу увеличивается. На юго-восточном побережье в году 2000 солнечных часов, а удельный вес светового дня - от 40 до 50%; в Северном Китае и на большей части Северо-Восточного Китая - от 2400 до 3000 часов (от 50 до 70% соответственно), а на аридном северо-западе и в северо-восточной части Цинхай-Тибетского нагорья - 3000 часов (более 70%). Район Лэнху к западу от Цайдамского бассейна получает наибольшее из всех регионов Китая количество солнечного света, годовая его норма - 80%, а продолжительность - 3600 часов. Радиация в Китае за весь год составляет от 80 до 240 ккал/см, и ее распределение тесно связано с распределением солнечного света. По уровню радиации на первом месте в стране Цинхай-Тибетское нагорье с годовой радиацией от 180 до 240 ккал/см, за ним следует аридный северо-запад - от 140 до 180 ккал/см . Годовой уровень радиации северо-востока и большей части Северного Китая - от 120 до 140 ккал/см2, в то время как обширные районы в южной части Цинь-лин-Хуайхэ имеют годовой уровень радиации менее чем 120 ккал/см. Район Сычуань-Гуйчжоу с наименьшей продолжительностью светового дня получает и наименьшую радиацию (менее 100 ккал/см ). Среднегодовая скорость ветра в стране больше на севере, чем на юге, в прибрежных районах больше, чем в континентальных, на равнинах и нагорьях - больше, чем в холмистых и горных районах. Годовая скорость ветра выше 4-5 м/сек на побережье и в северной части нагорья Внутренней Монголии и выше 4 м/сек на Северо-Тибетском нагорье и Сунляоской равнине. В горных районах скорость ветра ниже 3 м/сек, как, напр., в горах Большого и Малого Хингана на северо-востоке и в горах Уишань, Наньлин и Учжишань на юге.

Население Китая

Переписи населения в Китае проводились в 1953, 1964 и 1982 годах. В 1987 правительство назначило следующую перепись на 1990 год, а каждую последующую - через 10 лет. Результаты переписи 1982 года, показавшей 1 008 180 738 жителей, считаются более достоверными, чем результаты двух предшествовавших переписей (1953-582 млн). В проведении переписи 1982 года помогали международные организации, в том числе Фонд народонаселения ООН (UNFPA), пожертвовавший 15,6 млн долларов.

По переписи 2000 года население Китая составило 1,2 млрд человек.

Текущее население: 1 329 349 388 (2007, оценка)

Прирост населения: 0,606 % (2007)

Рождаемость: 13,45 на 1000 человек (2007) o 1,73 ребёнка на одну женщину (2006)

Смертность: 7 на 1000 человек (2007)

Ожидаемая продолжительность жизни: 72,58 года (2007)

для мужчин: 70,89 лет (2007)

для женщин: 74,46 года (2006)

Возраст: 0-14 лет: 20,8 % (м. 145 461 833; ж. 128 445 739) (2006) 15-64 года: 71,4 % (м. 482 439 115; ж. 455 960 489) (2006) " 65 лет и выше: 7,7 % (м. 48 562 635; ж. 53 103 902) (2006)

Пол: При рождении: 1,12 м./ж. (2006) " До 15 лет: 1,13 м./ж. (2006) " 15-64 года: 1,06 м./ж. (2006)

Народонаселение

По численности населения Китай занимает первое место в мире. К концу 2000 г. в континентальной части Китая проживают 1,295 млрд. человек (не включая население ОАР Сянган, провинции Тайвань и района Аомэнь), что составляет 22 процента населения мира. Средняя плотность населения в Китае составляет 130 человек на 1 кв. км.. Население размещено очень неравномерно: в густонаселенных приморских районах Восточного Китая плотность - более 400 человек на 1 кв. км., в Центральном Китае - более 200 человек на 1 кв. км., а на нагорьях Западного Китая этот показатель меньше 20 человек на 1 кв. км.. В 1949 году общая численность населения страны составляла 541,67 млн. человек. В результате социальной стабильности, развития производства, улучшения санитарно-медицинских условий, а также из-за недостаточного осознания важности контроля над ростом населения и отсутствия опыта в этом вопросе общая численность населения быстро росла и к 1969 году она уже достигла 806,71 млн. человек. С 70-х гг. китайское правительство все глубже осознает, что чрезмерно быстрый рост населения не благоприятствует экономическому и социальному развитию, создает большие трудности в области трудоустройства, жилья, транспорта, лечения и т.д.. Если правительство не может эффективно сдерживать чрезмерно быстрый рост населения, не может снизить огромное давление растущего населения на земельные, лесные и водные ресурсы, то спустя несколько десятилетий неизбежно ухудшается экология и окружающая среда, что несомненно становится угрозой элементарным условиям существования человека и продолжительному социально-экономическому развитию общества. Вот почему исходя из реальной ситуации в стране - обширности территории, отсталости экономики, многочисленности населения и недостатка в пахотных землях - китайское правительство приступило к контролю за рождаемостью и комплексному повышению качества жизни населения. Это призвано содействовать скоординированному развитию народонаселения, с одной стороны, и экономики, общества, ресурсов и окружающей среды, с другой. Благодаря принятым мерам коэффициент рождаемости стал ежегодно снижаться, к концу 1998 года он снизился с 34,11 промилле в 1969 году до 16,03 промилле, естественный прирост населения соответственно снизился с 26,08 промилле до 4,53 промилле. Ныне в Китае в основном осуществлен переход к новой модели воспроизводства народонаселения, характеризующейся низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения.  

Планирование рождаемости

При планировании рождаемости руководство государства той сферой сочетается с принципом добровольности народных масс. Главным содержанием планирования рождаемости является: поощрение поздних браков и позднего рождения ребенка, ограничение числа младенцев с упором на улучшение комплексных характеристик качества нации, призыв к тому, чтобы супружеская пара имела только одного ребенка. Политика планового деторождения проводится дифференцированно в городах и селах, в районах компактного проживания нацменьшинств и районах, где преобладает ханское население, то есть в сельских районах и районах нацменьшинств допускаются послабления. Крестьянским семьям, испытывающим трудности в силу нехватки рабочих рук, разрешается иметь второго ребенка с соблюдением определенного интервала после рождения первого. В районах нацменьшинств существуют разные правила в зависимости от воли и численности этой национальности, наличия местных ресурсов, состояния экономики, культурных традиций, народных обычаев и т.д., в целом, каждая семья может иметь двоих детей, в иных районах - троих. Для слишком малочисленных нацменьшинств ограничения не устанавливаются. В настоящее врем происходят глубокие изменения во взглядах китайцев на брак, детей и семью, при этом желательность поздних браков, позднего рождения ребенка, ограничение числа детей с целью обеспечения здоровья и благополучия следующего поколения уже стали их общим пониманием. В молодых семьях одинаково рады мальчику и девочке. Создание счастливой и гармоничной маленькой семьи, научный и цивилизованный образ жизни постепенно становятся правилом общества. В то же время плановое деторождение позволяет китайским женщинам избавится от патриархальных традиций многодетности и тяжести домашних забот, а это в свою очередь содействует повышению общественной роли женщины и уровня здоровья матери и ребенка.  

Семья

Китайское общество состоит из 340 млн. семей, на каждые 100 семей в среднем приходится 363 человека. Обыкновенная китайская семья состоит из супругов и детей, есть и большие семьи, где вместе живут люди трех и даже больше поколений. Но по мере стремления китайской молодежи к обретению свободы и самостоятельности в личной жизни современные семьи становятся все более компактными. В прошлом в китайской семье обязательно был "глава". Сейчас же в большинстве семей супруги самостоятельно либо вместе с другими членами строят планы на будущее, совместно обсуждают текущие домашние дела. Более того, житейские заботы рационально делятся между членами семьи. Как правило, муж и жена поддерживают друг друга в работе и в быту. Китайцы неизменно придерживаются традиций уважения к престарелым и заботы о младших. Хотя во многих семьях взрослые дети живут отдельно от родителей, между двумя поколениями существуют самые тесные родственные связи, по закону взрослые дети несут обязанности по содержанию родителей и помогают им. У китайцев традиционно глубокие родственные чувства не только к родителям и детям, они поддерживают тесные связи с братьями и сестрами, дядями и тетями, с племенниками.

56 национальностей

Китай – единое многонациональное государство. По данным 5-й всекитайской переписи, проведенной в ноябре 2000 года, заньцы составляют 91,59 процента общей численности населения Китая, выходцы из других 55 национальностей – 8,41 процента. Все национальности, кроме ханьцев, принято называть национальными меньшинствами. Ханьцы расселены повсеместно, но главными районами их проживания являются бассейны рек Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян, преимущественно среднее и нижнее течение и Северо-восточная равнина. Хотя доля нацменьшинств в населении Китая не слишком велика, однако площадь их расселения весьма обширна и составляет 64,3 процента всей территории Китая. Основные районы проживания нацменьшинств – окраинные районы Северо-востока, Северного, Северо-западного, Юго-западного Китая. В провинции Юньнань проживают более 20 национальностей. Она является наиболее пестрой по национальному составу провинцией. В подавляющем большинстве городов и уездов страны проживают обычно не менее двух национальностей. Смешанное проживание национальностей и наличие относительно небольших компактных общин нацменьшинств создали объективные условия для широкого обмена в экономике и культуре между ханьцами и нацменьшинствами, а также для осуществления национальной районной автономии.  

Национальная районная автономия

Равенство, сплоченность, взаимопомощь и совместное процветание всех наций – таковы основные принципы китайского правительства в решении национального вопроса. В Конституции КНР предусмотрено: все национальности Китая равноправны; государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств, запрещены дискриминация и угнетение любой национальности, а также действия, направленные на подрыв сплоченности национальностей, оно выступает против национального шовинизма и местного национализма; каждая нация имеет право свободного применения и развития своего языка и письменности, имеет право на сохранение и изменение собственных нравов и обычаев. На основе конституционных принципов национальной политики в районах компактного проживания нацменьшинств осуществляется региональная национальная автономия. Она подразумевает создание органов самоуправления, действующих под единым руководством государства и наделенных правами осуществления автономии в своем регионе. Таким образом, нацменьшинства получили возможность быть хозяевами страны и распоряжаться внутренними делами своего национального региона. Принятый в 1984 году на 2-й сессии ВСНП 6-го созыва «Закон о национальной районной автономии» является основным законом, конкретно гарантирующим претворение в жизнь основных принципов и положений Конституции относительно национальной районной автономии. Ныне в Китае существуют пять автономных районов – Автономный район Внутренняя Монголия (создан 1 мая 1947 года), Синьцзян-Уйгурский автономный район ( 1 октября 1955 года), Гуанси-Чжуанский автономный район (5 марта 1958 года), Нинися-Хуэйский автономный район (25 октября 1958 года), и Тибетский автономный район (9 сентября 1965 года), сформированы 30 автономных округов, 120 автономных уездов (хошунов). Кроме того, учреждены более 1300 национальных волостей. Органами самоуправления в местах национальной автономии являются Собрания народных представителей и народные правительства автономных районов, автономных округов и автономных уездов (хошунов). В местах национальной автономии на пост председателя (или заместителя председателя) Постоянного Комитета местного Собрания народных представителей выбирается представитель национальности, осуществляющей региональную автономию; аналогичный принцип проводится в кадровой политике на уровне председателей правительств автономных районов, автономных округов и автономных уездов. Органы самоуправления в местах национальной районной автономии, имея равную компетенцию с местными органами государственной власти аналогичных уровней, пользуются еще и широкими правами на автономию, а именно: определять порядок и правила самоуправления и разрабатывать специальные положения по отдельным вопросам с учетом политических, экономических и культурных особенностей данных районов; самостоятельно распоряжаться финансовыми доходами, принадлежащими данным национально-автономным районам; самостоятельно налаживать и управлять строительством, образованием, наукой, культурой и здравоохранение. Помимо этого, государство готовит национальные кадры и специалисты разного профиля через систему обычных вузов, национальных университетов (институтов) и школы национальных кадров. Центральное правительство оказывает районам национальной автономии весомую финансовую и материальную помощь, стимулируя их экономическое и культурное развитие.  

Языки и письменность

Ханьцы создали свой язык (китайский язык) и свою письменность (китайское письмо), которые употребляются как в стране, так и за ее рубежом. Китайский язык относится к китайско-тибетской языковой семье. Китайское иероглифическое письмо существует уже около шести тысячелетий. Прообразы иероглифов – вырезанные знаки, которые прошли многовековой путь эволюции от надписей на бронзе ( ХII – VI вв. до н. э.) Их форма постепенно менялась от пиктограммы к идеограмме, непрерывно упрощаясь. Что касается правил построения иероглифов, то можно отметить иероглифические, идеографические, пиктографические, фонограммные, заимствованные и взаимозаменяемые знаки. Каждый иероглиф представляет собой лишь один слог. Большинство китайских иероглифов представляют собой пиктофонетические знаки, состоящие из идеографических (пиктографических) и фонографических элементов. Иностраннцам иногда кажется, что китайских иероглифов бесчисленное множество, и в Китае нет человека, который знал бы все иероглиыф. Сколько же их всего? Известный «Словарь Канси», изданный в 1716 году, содержит более 47 тыс. иероглифов; «Большой словарь китайского языка» в восьми томах, изданный в 1986 – 1990 гг., насчитывает более 56 тыс. иероглифов. На самом деле наиболее употребительных китайских иероглифов не столь много. По данным книжной и журнальной статистики, их около 3000, а частота их употребления составляет 99 процентов. Китайские иероглифы в качестве письменных знаков имеют особую обобщающую функцию, кроме того, китайские иероглифы, написанные каллиграфами, представляют собой и художественные произведения, обладающие относительно высокой эстетической ценностью. В Китае, помимо народностей хуэй и маньчжуры, которые пользуются ханьским языком и письмом, все остальные 53 нацменьшинства говорят на своем языке, причем 23 из них имеют свою национальную письменность. Языки нацменьшинств Китая, кроме языка народности цзин, языковая принадлежность которой пока не установлена, относятся к 5 языковым семьям, а именно: китайско-тибетской (языки 29 народностей, в частности чжуан, дай, тибетцы, и, мяо, яо), алтайской (языки 17 народностей, например, уйгуров, казахов, монголов, корейцев), южно-азиатской (языки национальностей ва, дэан и буланы), индоевропейской (русский и таджикский языки), малайско-полинезийской (язык национальности гаошань). Ныне в национальных школах преподавание ведется на родном языке, учебники и пособия издаются на национальных языках.

Религия и обычаи Китая

Китай - страна, где сосуществуют различные религии. Основные из них - буддизм, ислам, католицизм, протестантство, традиционная китайская религия - даосизм. Есть последователи православия, восточного палийского буддизма и шаманизма. Число верующих превышает 100 млн. человек. Люди разных национальностей исповедуют разные религии. Например, хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоань исповедуют ислам. Религией тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туйцев и юйгуров является тибетский буддизм (ламаизм). Дайцы, буланы, дэаны - приверженцы хинаяны - ортодоксального направления в буддизме. Среди мяочан, яотян и иян немало членов католической и протестантской общин. Среди ханьцев есть последователи разны религий: буддизма, протестантства, католицизма и даосизма. Буддизм проник в Китай в 1-й век до нашей эры. В 14 веке началось его повсеместное распространение, вскоре буддизм стал самой влиятельной религией в стране. Ламаизм зародился как одно из ответвлений буддизма и получил распространение в Тибете и Внутренней Монголии. В настоящее время в стране имеются около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей, 200 тыс. монахов совершили постриг. Ислам проник в Китай примерно в середине 7 века. В эпоху династий Тан и Сун арабы и персы сухопутным путем проникли в Северо-западный Китай, а морем дошли до приморских городов Юго-восточного Китая и поддерживали с ними торговые связи, одновременно принося в страну традиции ислама. В эпоху династии Юань ислам получил особо широкое распространение. В настоящее время в стране имеется свыше 30 тыс. мечетей, более 40 тыс. служителей культа - имамов и мулл. Католицизм первоначально проник в Китай в 7 веке, но масштабное его распространение в стране относится к периоду, последовавшему за "опиумными войнами". Ныне католическая паства насчитывает около 4 млн. прихожан, несут службу 4 тыс. священников, имеется 4,6 тыс. костелов и других богослужебных мест. Христианство (протестантство) проникло в Китай в начале 19 веке, особенно много миссионеров прибыло сюда после "опиумных войн". Сегодня протестантская община насчитывает примерно 10 млн. человек, более 18 тыс. священников. Имеется 12 тыс. церквей и 25 тыс. приходов. Даосизм зародился в Китае во 2 веке. Он уходит своими истоками в древнее колдовство. Последователи даосизма считают философа Лаоцзы, жившего в 6 веке до нашей эры, своим учителем, а несколько мистифицированные основные положения о "дао" в его философском трактате "Даодэцзин" - своими канонами. Даосы поклоняются сверхестественому, верят, что человек путем самосовершенствования может обречь бессмертие, вечную молодость. В стране 1,5 тыс. даосских храмов и монастырей, более 25 тыс. даосских монахов и монахинь. Последователи буддизма, ислама, протестантства, католицизма и даосизма имеют свои общенациональные и местные организации. К общенациональными религиозным организациям относятся: Китайское буддийское общество, Китайское даосское общество, Китайское исламское общество, Ассоциация китайских католиков-патриотов, Коллегия китайских епископов, Китайский комитет патриотического движения христиан за "тройную независимость", Китайское общество христиан и другие. Все эти организации самостоятельно формируют свои руководящие органы, выбирают руководителей в соответствии со своими уставами. Они самостоятельны в проведении культовой политики, пользуются правом создавать духовные учебные заведения, издавать священные книги, выпускать периодические издания, заниматься общественно полезной деятельностью.

Политика свободы совести

Конституция КНР предусматривает, что граждане Китайской Народной Республики имеют свободу вероисповедания, никаким государственным органам, общественным организациям и отдельным лицам не разрешается принуждать граждан исповедовать или не исповедовать какую-либо религию, не разрешается также дискриминировать их за исповедование или неисповедование какой-либо религии. Более того, «Закон КНР о национальной районной автономии», «Закон об образовании». «Кодекс о труде», « Закон об обязательном 9-летнем обучении», «Закон о выборах в Собрания народных представителей», «Закон об организации комитетов сельских жителей» и другие также содержат соответствующие статьи о гарантиях свободы совести граждан и недопустимости дискриминации граждан, исповедующих или не исповедующих религию. Основное содержание осуществляемой китайским правительством политики свободы вероисповедания сводится к следующему: -- Уважение и охрана свободы вероисповедания. В Китае граждане наделены свободой исповедовать, а также не исповедовать религию, имеют право исповедовать ту или иную религию. Приверженцам одной и той же религии предоставляется свобода придерживаться того или иного религиозного направления. Граждане имеют свободу переходить от атеистических убеждений к религиозным воззрениям и, наоборот, от религиозных убеждений к атеистическим. Это значит, что выбор вероисповедания – частное дело гражданина, не допускается принуждение со стороны каких-либо государственных учреждений, общественных организаций и частных лиц. Верующие и неверующие полностью равны, все они пользуются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности, предусмотренные законами. -- Охрана нормальной религиозной деятельности. Нормальной религиозной деятельностью, проведенной в местах отправления религиозных обрядов и традиционно в домах тех или иных верующих, управляют религиозные организации и верующие сами и на свои средства. Такая религиозная деятельность пользуется законной поддержкой государства, никто не имеет права покушаться на нее. «Положения по управлению местами религиозной деятельности», опубликованные китайским правительством, гласят: право управления местами религиозной деятельности принадлежит тем организациям, в собственности которых находятся эти места; законные права мест религиозной деятельности и нормальная религиозная деятельность охраняются законом; посягательство на законные права мест религиозной деятельности карается привлечением к ответственности на основе закона. -- Равноправие различных религиозных организаций. Китайское правительство относится ко всем религиям одинаково, не признает привилегии какой-либо религии в стране, ратует за взаимное уважение и мирное сосуществование разных религий. Китай придерживается принципа отделения религии от власти и отделения религии от школы. Государственные власти не вмешиваются в дела религиозных организаций, церковь со своей стороны не вмешивается в государственные, административные, судебные и просветительские дела. -- Курс на независимость и самоуправление в религиозных делах. В Китае религиозные дела ведутся соответствующими религиозными общинами, священнослужителями и прихожанами. Дела религии и религиозные организации не должны быть подконтрольны зарубежными силами. Китайские религиозные организации с удовлетворением поддерживают дружественные контакты с религиозными организациями других стран, с тем чтобы добиться взаимопонимания и установления дружественных отношений с братьями по вере, такие контакты должны строиться на основе полного равенства и взаимопонимания.  

Защита свободы вероисповедания национальных меньшинств

Прилагая усилия к стимулированию прогресса во всех сферах жизни национальных районов – экономической, культурной, в образовании и т.п., заботясь о повышении материально-культурного уровня национальных меньшинств, включая и широкие слои верующих, китайское правительство придает особо важное значение уважению религиозных верований нацменьшинств и охране их культурного наследия. В Тибете большинство тибетцев являются приверженцами ламаизма. В настоящее время в Тибете насчитывается более 1,7 тыс. культовых мест, 46 тыс. лам, монахинь, есть живые Будды. Почти в каждой тибетской семье имеются молельня либо иконостас для совершения обрядов богослужения. Ежегодно в Лхасу в дни религиозных праздников для отправления обрядов и участия в богослужениях стекаются более миллиона верующих из других районов. С 80-х гг. центральное правительство вложили более 200 млн. юаней в ремонт и реставрацию крупнейших ламаистских монастырей в Тибете: дворца Поталы, монастырей Чжоканг, Дашилумпо, Самье и других. Государство выделило также специальные бюджетные средства на приведение в порядок и издание на тибетском языке свода буддийски канонов «Дацзанцзин» и других классических трудов по тибетскому буддизму, создало в Пекине и Лхасе Высшую духовную академию и ламаистское духовно училище. В 1995 году в Тибете по всем правилам религиозного ритуала, в соответствии с исторической традицией и с санкции Госсовета КНР проведены поиски и идентификация мальчика-перерожденца почившего Панчен-Эртни Х путем жеребьевки из Золотой вазы, церемония оглашения рескрипта, интронизация и ритуал пострига Панчен-Эртни Х1. В Синьцзяне и Нинся китайским правительством созданы все условия для отправления культов мсулманами. С 80-х гг. более 40 тыс китайских мусульман совершили паломничество в Мекку. В настоящее время в Синцзяне имеются более 23 тыс мечетей и 29 тыс имамов, так что религиозные потребности верующих могут удовлетворять сполна. Синьцзянское исламское общество открыло духовное училище, издает «Коран» на уйгурском языке. Уважая обычаи мусульман, в частности традиции питания и похоро, китайское правительство разработало соответствующие правила по производству предназначенных для мусульман продуктов питания, распорядилось отвести специальные участки под мусульманские кладбища.

Образ жизни и обычаи

На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в особенностях питания, одежды, в обычаях и обрядах. Так, на юге страны основным продуктом питания для ханьцев является рис, тогда как жители северных районов предпочитают мучные продукты. Ханцы любят овощи, бобы, мясо, рыбу и яйца, уделяют большое внимание кулинарии. Монголы предпочитают говядину, баранину, молочные продукты и молочный чай. Тибетцы едят дзамбу – жаренную на масле ячменную муку /скотоводы предпочитают говядину и баранину/, пьют чай с топленным маслом и ячменное вино. У уйгуров, казахов и узбеков любимые блюда – шашлык из баранины, плов и жареные лепешки «нан». У корейцев в почете пудинг «дагао», холодная лапша и квашеная капуста. Что касается национального костюма, то маньчжурки предпочитают ходить в халатах «Ципао», монголы носят национальные халаты и сапоги; тибетцы надевают запахивающиеся длиннополые кафтаны «чуба», подвязывают кушак, ходят в длинных сапогах; корейцы носят обувь с загнутым носком; среди уйгуров популярны вышитые тюбетейки; женщины национальностей и, мяо, яо носят юбки с многочисленными сборками, любят украшения из золота и серебра. Традиционное жилище ханьцев – дом с двором, окруженный стеной. Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и ганьсу живут в юртах. Народности дай, чжуан, буи и многие другие национальные меньшинства Южного Китая строят из бабука двухэтажные дома на сваях, называемые «ганьлань». В Китае далеко не все справляют день рождения. А если он отмечается, то в большинстве случаев среди горожан, а не сельчан, причем для детей и стариков, а не молодых и лиц среднего возраста. У дня рождения нет особого ритуала, тем не менее многие предпочитают есть праздничную «шоумянь» – лапшу, символизирующую долголетие. Все чаще в городских семьях в этот день подается на стол европейский торт. В Китае принят «Закон КНР о браке», согласно которому мужчины, достигшие 22 лет, и женщины не моложе 20 лет имеют право вступить в брак и получить брачное свидетельство в соответствующем компетентном органе. Свадьба не является обязательной юридической процедурой. Это праздник, когда новобрачные принимают поздравления от родных и близких. Новобрачные, как правило, угощают товарищей и друзей свадебными конфетами, одновременно принимают от них подарки на счастье. Похоронный обряд в Китае несложный. Обычно устаивается прощание с телом покойного или траурный митинг в знак скорби. В городах распространена кремация, а в деревнях – погребение умершего. Традиционный похоронный цвет в Китае – белый, в последние годы на похоронах горожане надевают на руку и черную траурную повязку.  

Праздники

Официальными праздниками в Китае являются Новый год (он отмечается по всей стране 1 января), праздник Весны (Новый год по лунному календарю, который отмечается по всей стране в течение трех дней), Международный женский день (8 марта), День международной солидарности трудящихся ( 1 мая), который празднуемся всенародно один день, День молодежи Китая ( 4 мая), Международный день защиты детей (1 июня), День создания Народно-освободительной армии Китая ( 1 августа), День учителя (10 сентября), Национальный праздник КНР (1 октября) отмечается всенародно три дня. К наиболее важным и распространенным праздникам в Китае относятся праздник Весны, Праздник «Юаньсяо», Праздник «Цинмин», Праздник «Дуаньу», Праздник «Чжунцю», Праздник «Чунъян» и т.д.. Наряду с общими праздниками многие национальные меньшинства сохранили свои традиционные праздники. Например, у дайцев – это «Праздник воды», у монголов – «Надом», ияне отмечают «Праздник факела», яотяне справляют «Праздник Дану», байцы устаивают «Мартовский базар», чжуаны – песенные соревнования, тибетцы отмечают тибетский Новый год и праздник урожая «Ванго», мяотяне – праздник «Тяохуа». ПРАЗДНИК ВЕСНЫ. Каждый год в кнце зимнего сезона, в преддверии весны, китайский народ по традиции торжественно и радостно омечает первый в году традиционный праздник – праздник Весны. В прошлом этот праздник наывался «Синьнянь» (Новым годом), так как по лунному календарю (это летоисчисление принято в истории Китая издревле) праздник Весны как раз приходился на первый день нового года. После Синьхайской революции (1911 г.) в Китае начал применяться новый стиль летоисчисления. Для отличия от Нового года по новому стилю Новый год по лунному календарю был переименован в праздник Весны (он приходится на один из дней с третьей декады января по вторую декады февраля по новому стилю летоисчисления). В ночь под праздник Весны, которую называют «чуси», вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях не ложатся спать всю ночь, это называется «Шоусуй» – ожидание Нового года. утром следующего дня полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланиями всех благ. В дни праздника Весны устраиваются традиционные массовые представления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», номера на ходулях. ПРАЗДНИК «ЮАНЬСЯО». Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю. Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят «юаньсяо», которые готовят из клейкого риса со сладкой начинкой и цукатами. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. В этот день любуются также праздничными фонарями, так что его еще называют праздником фонарей. К этому дню изготовляют самые различные, но непременно красочные фонари, которые развешивают на улицах и во дворах. Устраиваются праздничные вечера, когда разгадывают загадки, написанные на фонариках. ПРАЗДНИК «ЦИНМИН». Он приходится на один из дней 4 – 6 апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. А ныне в праздник «Цинмин» стали устаивать мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. В «Цинмин» обычно тепло, расцветает природа, поэтому многие отправляются в загородные прогулки, запускают бумажных змеев, любуются весенней природой. Вот почему «Цинмин» еще называют «Тацинцзе» – день прогулок по первой зелени. ПРАЗДНИК «ДУАНЬУ». Считается, что он возник как память о древнекитайском поэте-патриоте Цюй Юане. Поэт жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств. Он не смог осуществить свои политические цели, был не в силах спасти царство Чу от гибели, и 5-го числа пятого месяца (после свержения царства Чу царством Цинь) Цюй Юань покончил с собой, бросившись в реку Милоцзян. Согласно преданию, после смерти поэта люди сели в лодки и долго искали его тело в реке. С тех пор каждый год 5-го числа пятого месяца в память о великом поэте на реках традиционно устраиваются гонки на челнах, по форме напоминающих дракона. Одновременно в реку для Цюй Юаня бросают бамбуковые коленца, наполненные вареным рисом. В народе сохранился также обычай есть в этот день «цзунцзы» – рис, завернутый в листья тростника. ПРАЗДНИ «ЧЖУНЦЮ». Он приходится на середину осени, поэтому еще в древности его назвали «Чжунцю». Издавна каждый год в «Чжунцю» люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу луны. По окончании обряда пряники ела вся семья, что символизировало благополучие в семье. Этот обычай сохранился до наших дней. В этот день полная луна особенно яркая. Под ярким светом луны вся семья собирается вместе, любуется небесным телом и ест лунные пряники. ПРАЗДНИК «ЧУНЪЯН». Он приходится на 9-й день девятого месяца по лунному календарю. Его также называют праздником «Чунцзю». В древности этот день считался счастливым. В этот день в народе сохраняется обычай подниматься на гору, лакомиться пирожными, пить пиво и любоваться хризантемами. С конца 80-х гг. праздник «Чунъян» стал знаменательной датой для престарелых. Ежегодно в этот день по всей стране проводятся различные мероприятия в честь престарелых, их приглашают на торжественные собрания и смотры художественной самодеятельности.  

Экономика Китая

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. По ВВП с учетом паритета валют Китай на 2-м месте в мире ($10,2 трлн. в 2006 году). Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высоких темпах экономического роста (14,2 % в 1992 г., 7,8 % в 1998 г.) он имеет экстенсивный характер. В 1995, опасаясь «перегрева» экономики, руководство приняло решение о сдерживании роста в пределах 8-9 %. ВНП на душу населения в 1999 г. достиг 780 долларов. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. В 2010 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП (в настоящее время по некоторым оценкам экономика КНР составляет 45 % экономики США, впрочем, ряд экспертов считает эту цифру завышенной). На первом этапе реформ высокий рост обеспечивался сельским хозяйством, освобожденным от многочисленных ограничений эпохи Мао. Партия поощряла развитие широкомасштабного мелкотоварного производства, кустарной промышленности. Этому способствовала большая численность населения. В стране возникла огромная масса мелких технически отсталых предприятий, на которых трудились ремесленники, портные, обувщики и т. п. Вследствие развития кустарной промышленности произошло значительное распыление материальных и финансовых ресурсов страны, вызвав нерациональную структуру производства, слабое использование производственных мощностей, хронический дефицит сырьевых, энергетических и водных ресурсов. Государственные предприятия между тем оставались в основном убыточными. Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии. здравоохранение. В КНР свыше 137 млн. пользователей Интернета, страна также лидирует в мире по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 млн. пользователей на апрель 2007 года). В районе Хайдиан севернее Пекина создана китайская «кремниевая долина». Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6%). Китай негласно поощряет эмиграцию. Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР входит в тройку крупнейших мировых автопроизводителей (7,2 млн. в 2006) после Японии и США. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.