|
Древняя
архитектура Китая
В многочисленных и разнообразных культурных памятников
Китая древняя китайская архитектура занимает очень
важное место. Выдающиеся образцы древней китайской
архитектуры, такие как дворец "Гугун", храм
"Неба", парк "Ихэюань" в Пекине,
древний город "Лицзян" в провинции Юньнань,
древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй
и другие уже вошли в "Каталог мирового культурного
наследия.
Виды древних китайских сооружений очень многообразны:
это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы,
и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения
или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы
и динамичны. Тем не менее они обладают характерной
особенностью, которая так или иначе сближает их друг
с другом, - это те строительные идеи и эстетические
устремления, присущие исключительно китайской нации.
В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома
считалась каркасно-столбовая, использующая для этого
древесину. На глинобитной платформе устанавливались
деревянные столбы, на которых крепились продольные
поперечные балки, а на них - крыша, покрываемая черепицей.
У нас в стране говорят, что "стена дома может
обвалиться, но дом не разрушится." Это объясняется
тем, что тяжесть дома выдерживают столбы, а не стена.
В этом и заключается суть дела. Такая каркасная система
не только позволяла китайским архитекторам свободно
проектировать стены дома, но способствовала предотвращению
разрушения дома при землетрясениях. Например, в северной
провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой
более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой
пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась
до сегодняшнего дня.
Другая особенность китайского древнего зодчества -
это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается
некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято
строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые
сооружения или частные помещения они всегда обрастают
дополнительными строениями.
Главное здание окружается дворовыми постройками, которые
равномерно отделены от него и симметричны.
Однако, сооружения в архитектурном ансамбле не обязательно
размещены симметрично. Например, постройки в горных
районах Китая или помещения садово-паркового комплекса
иногда сознательно допускают нарушения симметричной
формы в целях создания более богатого разнообразия
строительных композиций. Погоня за подобным разнообразием
форм в ходе строительства домов привела не только
к созданию единого строительного стиля в китайском
древнем зодчестве, но и одновременно с этим продемонстрировала
его многообразие.
Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой
яркий характер: они подвергаются художественной отработке,
придавая им специфическую декоративность. Например,
крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А
для того, чтобы придать зданию определенное настроение,
строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные
картины животных и трав. Подобные узоры наносились
гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.
Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется
применением красок. Обычно крыши дворца порывались
желтой глазурованной черепицей, карнизы красились
сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным
цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными
платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание
желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в
украшении домов не только подчеркивает величественность
зданий, но и радуют глаз.
По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части
Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными
крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные
каркасы - темно - кофейным цветом. Вокруг домов растут
бамбук и бананы. Подобные помещения существуют и в
настоящее время в южных провинциях страны Аньхуэй,
Чжэцзян, Фуцзянь и других.
|
|