Рассвет 22 июня 1941 года
ворвался в жизнь наших людей взрывами бомб, пулеметными очередями, пожарищами.
Враг без предупреждения напал на мирные города и села. Началась кровавая
битва.
Война докатилась до самых отдаленных мест нашей страны. Исключением
не был и промышленный город Кушва.
В город прибывали эвакуированные предприятия и люди. Только рудоуправление
Кушвинского металлургического завода приняло в свой коллектив 426 рабочих,
техников и инженеров. И вместе с ними более полутора тысяч членов их
семей. Военная обстановка требовала скорейшей перестройки не только
производства, но и организации быта, питания, снабжения, обучения —
практически решить все вопросы существования, выживания населения.
Несмотря на трудности, с первых дней войны, город не
снизил темпов работы. Добыча руды выросла в два раза, а на Кушвинском
металлургическом заводе была освоена выплавка ферросилиция и ферромарганца
из бедных уральских руд. Освоенные технологии были переданы крупным
металлургическим предприятием Урала, тем самым, позволив обеспечить
черную металлургию страны в годы войны крайне необходимыми ферросплавами.
Кроме того, в Кушве было сформировано два эвакогоспиталя: №3102 и №5928.
По
заданию Совета обороны СССР и НКПС в ноябре 1941
года в вагоноремонтном пункте станции Гороблагодатская и в Кушвинском
паровозном депо начали строить для фронта санитарный
поезд-баню.
Документацию для монтажа и строительства предоставили
Наркомат и воинская часть. Паровозное депо станции Кушва монтировало
котельную часть, работники вагонного пункта - вагоны и их оборудование.
Поезд состоял из семи вагонов. Два крытых вагона предназначались
для душевых, один - для дезинфекционной камеры, другой - для кладовой
и два пассажирских вагона - для обслуживающего персонала и размещения
красного уголка.
Мебель, постельные принадлежности, инструменты, медикаменты,
мыло закупались на средства, отчисленные рабочими и служащими железнодорожного
узла Кушва и Гороблагодатская, а также всего Кушвинского района.
9 марта 1942 года санитарный поезд-баня отправился со
станции Гороблагодатская в сторону фронта.
Поезд следовал до Карельского фронта 20 дней. На фронте он курсировал
между станциями Паша и Аять. Обслуживал в сутки до 2000 бойцов. Через
месяц был отправлен в Волховск на промывку паровоза и там оставался
до 1944 года. Победу встретил в Ярославле.
И самое главное - не смотря на голод, холод и нехватку
самого необходимого, кушвинцы сдали десятки миллионов рублей в фонд
обороны.
Неожиданно для многих на металлургический завод пришла
Правительственная телеграмма:
Лишения и страдания в годы Великой Отечественной войны,
как и Победу над фашизмом, кушвинцы в полной мере разделили со всем
народом: 11000 человек из города и района ушли
на фронт, 4465 из них не вернулись к родному порогу. И не выразить
в цифрах вклад трудившихся в тылу горняков и металлургов, машиностроителей
и колхозников, железнодорожников и медиков.
|