Рассвет 22 июня 1941 года ворвался в жизнь наших людей взрывами бомб, пулеметными очередями, пожарищами. Враг без предупреждения напал на мирные города и села. Началась кровавая битва.
Война докатилась до самых отдаленных мест нашей страны. Исключением не был и промышленный город Кушва.
В город прибывали эвакуированные предприятия и люди. Только рудоуправление Кушвинского металлургического завода приняло в свой коллектив 426 рабочих, техников и инженеров. И вместе с ними более полутора тысяч членов их семей. Военная обстановка требовала скорейшей перестройки не только производства, но и организации быта, питания, снабжения, обучения — практически решить все вопросы существования, выживания населения.

Несмотря на трудности, с первых дней войны, город не снизил темпов работы. Добыча руды выросла в два раза, а на Кушвинском металлургическом заводе была освоена выплавка ферросилиция и ферромарганца из бедных уральских руд. Освоенные технологии были переданы крупным металлургическим предприятием Урала, тем самым, позволив обеспечить черную металлургию страны в годы войны крайне необходимыми ферросплавами.
Кроме того, в Кушве было сформировано два эвакогоспиталя: №3102 и №5928.

Санитарный поезд-баняПо заданию Совета обороны СССР и НКПС в ноябре 1941 года в вагоноремонтном пункте станции Гороблагодатская и в Кушвинском паровозном депо начали строить для фронта санитарный поезд-баню.

Документацию для монтажа и строительства предоставили Наркомат и воинская часть. Паровозное депо станции Кушва монтировало котельную часть, работники вагонного пункта - вагоны и их оборудование.

Поезд состоял из семи вагонов. Два крытых вагона предназначались для душевых, один - для дезинфекционной камеры, другой - для кладовой и два пассажирских вагона - для обслуживающего персонала и размещения красного уголка.

Мебель, постельные принадлежности, инструменты, медикаменты, мыло закупались на средства, отчисленные рабочими и служащими железнодорожного узла Кушва и Гороблагодатская, а также всего Кушвинского района.

9 марта 1942 года санитарный поезд-баня отправился со станции Гороблагодатская в сторону фронта.
Поезд следовал до Карельского фронта 20 дней. На фронте он курсировал между станциями Паша и Аять. Обслуживал в сутки до 2000 бойцов. Через месяц был отправлен в Волховск на промывку паровоза и там оставался до 1944 года. Победу встретил в Ярославле.

И самое главное - не смотря на голод, холод и нехватку самого необходимого, кушвинцы сдали десятки миллионов рублей в фонд обороны.

Неожиданно для многих на металлургический завод пришла Правительственная телеграмма:

Лишения и страдания в годы Великой Отечественной войны, как и Победу над фашизмом, кушвинцы в полной мере разделили со всем  народом: 11000 человек из города и района ушли на фронт, 4465 из них не вернулись к родному порогу. И не выразить в цифрах вклад трудившихся в тылу горняков и металлургов, машиностроителей и колхозников, железнодорожников и медиков.

Да, война, война, война...
Кушвинский завод
Госпиталь
Герои-кушвинцы
Спасибо им за МИР!