Политика | Конституция | Выборы | Парламент | Армия

 

После отмены монархии первая республиканская Конституция 1891 года установила президентскую систему правления с тремя независимыми ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. Эта структура сохранилась и в шести последующих Конституциях, включая и ныне действующую, разработанную избранным в 1984 году Национальным конституционным собранием и принятую 5 октября 1988 года. Конституция 1988 года включает новаторские политические концепции — от охраны окружающей среды до усиления контрольных функций законодательной власти над деятельностью исполнительной.

Бразилия — это федеративная республика, административно разделённая на 26 штатов и Федеральный округ. Правительство штатов имеет схожую с федеральным правительством структуру и пользуется всеми полномочиями (закреплёнными и их собственных Конституциях), за исключением тех, которые относятся к компетенции федерального правительства или входят в функции Муниципальных советов. Главой исполнительной власти штатов является губернатор, избираемый прямым голосованием на срок 4 года. Законодательная ассамблея и судебная власть штатов выстраиваются по федеральной схеме. Юрисдикция последней чётко определена с тем, чтобы избежать возникновения конфликтов с федеральными судами. Главой исполнительной власти муниципалитетов является мэр, также избираемый прямым голосованием на четыре года. На законодательном уровне интересы населения муниципалитетов представляют Палаты депутатов. Помимо этого существуют более 4400 Муниципальных советов, пользующихся автономией в решении местных вопросов.

Муниципальные советы действуют в рамках, установленных Основным законом о муниципалитетах.

Институт федерального вмешательства, который распространён в законодательстве большинства федераций мира, в Бразилии расписан весьма подробно: «Республика не может вмешиваться в дела Штатов или Федерального округа за исключением случаев:

1. Сохранения целостности государства;

2. Иностранной интервенции или интервенции одного субъекта Федерации в другой;

3. Серьёзного нарушения общественного порядка;

4. Обеспечения свободной деятельности ветвей власти в субъектах Федерации;

5. Реорганизации финансов субъекта Федерации, который:
прекратил платежи консолидированного долга за более чем два последовательных года, за исключением случаев форс мажорных обстоятельств;

6. Обеспечения действия федерального закона, судебного ордера или судебного решения;

7. Обеспечения следующих конституционных принципов:
республиканской формы правления, представительной системы и демократического порядка;
прав человека;
муниципальной автономии;
отчётность правительства.