§1 §2 §3 §4
§ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Употребление деепричастного оборота
Нарушение синтаксической нормы часто связано с
неверным употреблением деепричастного оборота.
Деепричастный оборот в составе предложения относится к глаголу-сказуемому и обозначает дополнительное действие подлежащего, субъекта действия, например:
-Он, не дожидаясь ответа, быстро выскочил первый, т.е. он (субъект действия) иг дожидался ответа и быстро выскочил первый.
Всё более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том, что, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему ..., т.е. книги (субъект действия) расширяли предо мною ...и говорили мне о том, что ... При составлении предложения с деепричастным оборотом надо следить за тем, чтобы действия, обозначаемые сказуемым и деепричастием, относились к одному лицу или предмету. Так, в предложении Послушав музыку, у меня поднялось настроение можно отметить ошибку - глагол-сказуемое и деепричастный оборот обозначают действия разных предметов и лиц (послушал музыку я, а поднялось настроение).
Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, где логическое подлежащее выражено косвенным падежом. Например, в предложении Мне взгрустнулось, уехав из дома содержится ошибка, т.к. взгрустнулось - безличный глагол, при котором не может быть подлежащего - субъекта действия.
Деепричастный оборот не используется в пассивной конструкции, где субъект действия является ложным, например, Приехав в деревню, мальчик был окружен заботой бабушки {приехал мальчик, а окружала заботой бабушка).
Исправить ошибку, связанную с неверным
использованием деепричастного оборота, можно несколькими способами:
1.Деепричастный оборот остаётся неизменным,
перестраивается основная часть предложения, правильно
называется субъект действия.
Послушав музыку, я почувствовал, что у меня поднялось настроение.
Уехав из дома, я грустил ("или я испытывал грустные чувства).
Приехав в деревню, мальчик оказался окруженным заботой бабушки.
2. Деепричастный оборот исключается из предложения:
2.1.Деепричастный оборот трансформируется в
придаточное предложение:
Когда я послушал музыку, у меня поднялось настроение.
Мне взгрустнулось, когда я уехал из дома.
Когда мальчик приехал в деревню, он был окружён заботой бабушки.
2.2 Деепричастный оборот заменяется отглагольным существительным с зависимыми словами:
После прослушивания музыки у меня поднялось настроение.
Мне взгрустнулось после отъезда из дома.
По приезде в деревню мальчик был окружен заботой бабушки.
Синтаксическая норма: нормы согласования
Согласование - грамматическая связь сочетающихся слов, при которой форма зависимого слова уподобляется форме главного слова. При изменении зависимого слова аналогично изменяется зависимое.
Ошибки, связанные с нарушением норм согласования, чаще всего возникают в следующих случаях:
1.Неверное согласование подлежащего и сказуемого
1.1 Согласование подлежащего и сказуемого, разделённых придаточным предложением, вызывает затруднения, так как следует правильно выделить и соотнести
грамматические основы главного и придаточного предложения. Например, в предложении Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет ... содержится ошибка, так подлежащее все грамматически неверно соотносится со сказуемым - глаголом в форме единственного числа не забудет, следует использовать форму множественного числа. - не забудут.
1.2 Согласование подлежащего и сказуемого вызывает
затруднения, если подлежащее выражено именем
существительным собирательным (ряд, большинство,
меньшинство, часть и др.) в сочетании с существительным в
форме родительного падежа множественного числа, например,
ряд ваших предложений, часть высказанных замечаний,
большинство присутствующих, меньшинство участников и т.п.
Следует иметь в виду, что сказуемое с подлежащим такого типа согласуется в форме множественного числа, если речь идёт о предметах одушевлённых или подчёркивается активный характер действия. Если подлежащее обозначает неодушевлённые предметы, то сказуемое используется в форме единственного числа.
Такая же форма согласования наблюдается в тех случаях, когда подлежащее выражено так называемым счётным оборотом, то есть сочетанием количественного числительного или другого счётного слова (например, несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа. Например: Десять бойцов бросились в атаку. Несколько человек ходили взад и вперёд по коридору. Засеяно сто двадцать гектаров. Несколько домов стояло в отдалении.
1.3При составных числительных, оканчивающихся на
слово один, сказуемое, как правило, ставится в единственном
числе, например, В нашей школе обучается 641 ученик.
При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например, В нашей школе обучаются 644 ученика.
При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое ставится в единственном числе и согласуется в роде, например, Получена тысяча книг, для новой библиотеки. Отпущен миллион рублей для благоустройства микрорайона. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе. Например, Много людей задумывалось о смысле жизни.
2. Неверное согласование определения с определяемым словом:
1.Отсутствие согласования в падежных окончаниях
причастий и существительных. Так, в предложении Он был
человеком безвольным, полностью подчинившийся
обстоятельствам содержится ошибка, так как при
использовании в данном контексте причастия необходима
форма творительного падежа: человеком. (каким?)...
подчинившимся обстоятельствам.
2.Неверное согласование приложений с определяемым
словом: приложения - имена собственные, обозначающие
названия, заключаются в кавычки и используются только в
форме именительного падежа. Например, В журнале «Смене»
опубликованы архивные материалы, представляющие для
многих интерес.
Синтаксическая норма: нормы управления
Управление - грамматическая связь сочетающихся слов, при которой зависимое слово ставится в определённой падежной форме, обусловленной главным словом или смыслом высказывания. Соблюдение синтаксических норм предполагает правильный выбор падежа с предлогом или без него у зависимого слова, например: указывать (на что?) на недостатки, интерес (к чему?) к предмету; верность (чему?) долгу и др.
Неправильное управление - это нарушение норм синтаксической сочетаемости, которое часто встречается в речи, например, ошибочная конструкция оплатить (за что?) за проезд регулярно используется вместо правильной оплатить (что?) проезд и др.
Выбор падежа управляемого слова у многих вызывает затруднения. Неправильный выбор падежа наблюдается как в предложной, так и в беспредложной конструкциях, например:
1. Давайте сконцентрируем внимание на это — ошибка в предложной конструкции; вместо формы винительного падежа на это следует использовать форму предложного падежа - на этом.
2. Согласно телефонных правил абонент имеет право уплатить за телефон авансом - ошибка в беспредложной конструкции; вместо формы родительного падежа телефонных правил следует использовать форму дательного падежа -телефонным правилам.
Следует помнить, что предлоги благодаря, согласно, вопреки должны использоваться с существительным в форме дательного падежа.
Ошибки, связанные с нарушением норм управления, чаще всего возникают в следующих случаях:
1. Неверный выбор предложной или беспредложной
конструкций
1.1 Неправильное употребление предложной конструкции
вместо беспредложной.
Это тоже нам характерно - неверно, нужно - для нас характерно.
1.2 Неправильное употребление беспредложной
конструкции вместо предложной.
Он оперировал с точными данными - неверно, нужно -оперировал точными данными.
Мы увидели об этом по телевизору - неверно, нужно -увидели это.
2.Неразличение конструкций с близкими по значению
словами, которые имеют разное управление.
Гордиться за друга - ошибка, которая появляется из-за неразличения двух конструкций: гордость (за кого?) за друга и гордиться (кем?) другом.
Аналогичные примеры:
предостерегать от опасности + предупреждать об опасности =
ошибка - предостерегать об опасности;
указывать на недостатки + говорить о недостатках = ошибка - указывать о недостатках
отзыв о спектакле + рецензия на спектакль = ошибка -отзыв на спектакль
3. Использование общего зависимого слова (дополнения в предложении) при словах, требующих разного управления.
Сестры увлекались и хорошо разбирачисъ в современной музыке - ошибка, так как глаголы увлекались и разбирались должны использоваться с разными падежными формами: увлекались (чем?) музыкой; разбирались (в чём?) в музыке.
Синтаксическая норма: замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом
Замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом без изменения главной части предложения возможна не при любых условиях. Следует помнить, что, в отличие от глагола, причастие не имеет ни форм будущего времени, ни форм условного (сослагательного) наклонения. Поэтому формам будущего времени невозможно подобрать равноценную замену с помощью причастий. Кроме того, невозможно заменить причастным оборотом придаточное предложение с составным сказуемым или такое, где союзное слово который стоит в творительным, дательном падеже или в винительном падеже с предлогом.
Следует учитывать также, что действительные причастия могут быть образованы как от переходных, так и от непереходных глаголов, а страдательные - только от переходных.
Наибольшие трудности при выборе правильного ответа возникают при анализе конструкций, содержащих в главной части сложно-подчинённого предложения соотносительное слово - указательное местоимение. Например, Грушнщкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые истины. В этом случае синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна. |