Русский язык Главная // Теория // Тесты ЕГЭ // Об авторах
§1  §2  §3  §4

§ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

Употребление деепричастного оборота

Нарушение синтаксической нормы часто связано с неверным употреблением деепричастного оборота. Деепричастный оборот в составе предложения относится к глаголу-сказуемому и обозначает дополнительное действие подлежащего, субъекта действия, например:

-Он, не дожидаясь ответа, быстро выскочил первый, т.е. он (субъект действия) иг дожидался ответа и быстро выскочил первый.

Всё более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том, что, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему ..., т.е. книги (субъект действия) расширяли предо мною ...и говорили мне о том, что ...

При составлении предложения с деепричастным оборотом надо следить за тем, чтобы действия, обозначаемые сказуемым и деепричастием, относились к одному лицу или предмету. Так, в предложении Послушав музыку, у меня поднялось настроение можно отметить ошибку - глагол-сказуемое и деепричастный оборот обозначают действия разных предметов и лиц (послушал музыку я, а поднялось настроение).

Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, где логическое подлежащее выражено косвенным падежом. Например, в предложении Мне взгрустнулось, уехав из дома содержится ошибка, т.к. взгрустнулось - безличный глагол, при котором не может быть подлежащего - субъекта действия.

Деепричастный оборот не используется в пассивной конструкции, где субъект действия является ложным, например, Приехав в деревню, мальчик был окружен заботой бабушки {приехал мальчик, а окружала заботой бабушка).

Исправить ошибку, связанную с неверным использованием деепричастного оборота, можно несколькими способами:

  1.Деепричастный оборот остаётся неизменным, перестраивается основная часть предложения, правильно называется субъект действия. Послушав музыку, я почувствовал, что у меня поднялось настроение. Уехав из дома, я грустил ("или я испытывал грустные чувства). Приехав в деревню, мальчик оказался окруженным заботой бабушки.

  2. Деепричастный оборот исключается из предложения:

  2.1.Деепричастный оборот трансформируется в придаточное предложение: Когда я послушал музыку, у меня поднялось настроение. Мне взгрустнулось, когда я уехал из дома. Когда мальчик приехал в деревню, он был окружён заботой бабушки.

  2.2 Деепричастный оборот заменяется отглагольным существительным с зависимыми словами: После прослушивания музыки у меня поднялось настроение. Мне взгрустнулось после отъезда из дома. По приезде в деревню мальчик был окружен заботой бабушки. Синтаксическая норма: нормы согласования Согласование - грамматическая связь сочетающихся слов, при которой форма зависимого слова уподобляется форме главного слова. При изменении зависимого слова аналогично изменяется зависимое.

Ошибки, связанные с нарушением норм согласования, чаще всего возникают в следующих случаях:

  1.Неверное согласование подлежащего и сказуемого

  1.1 Согласование подлежащего и сказуемого, разделённых придаточным предложением, вызывает затруднения, так как следует правильно выделить и соотнести грамматические основы главного и придаточного предложения. Например, в предложении Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет ... содержится ошибка, так подлежащее все грамматически неверно соотносится со сказуемым - глаголом в форме единственного числа не забудет, следует использовать форму множественного числа. - не забудут.

  1.2 Согласование подлежащего и сказуемого вызывает затруднения, если подлежащее выражено именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и др.) в сочетании с существительным в форме родительного падежа множественного числа, например, ряд ваших предложений, часть высказанных замечаний, большинство присутствующих, меньшинство участников и т.п. Следует иметь в виду, что сказуемое с подлежащим такого типа согласуется в форме множественного числа, если речь идёт о предметах одушевлённых или подчёркивается активный характер действия. Если подлежащее обозначает неодушевлённые предметы, то сказуемое используется в форме единственного числа. Такая же форма согласования наблюдается в тех случаях, когда подлежащее выражено так называемым счётным оборотом, то есть сочетанием количественного числительного или другого счётного слова (например, несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа. Например: Десять бойцов бросились в атаку. Несколько человек ходили взад и вперёд по коридору. Засеяно сто двадцать гектаров. Несколько домов стояло в отдалении.

  1.3При составных числительных, оканчивающихся на слово один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе, например, В нашей школе обучается 641 ученик. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например, В нашей школе обучаются 644 ученика. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое ставится в единственном числе и согласуется в роде, например, Получена тысяча книг, для новой библиотеки. Отпущен миллион рублей для благоустройства микрорайона. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе. Например, Много людей задумывалось о смысле жизни.

  2. Неверное согласование определения с определяемым словом:

  1.Отсутствие согласования в падежных окончаниях причастий и существительных. Так, в предложении Он был человеком безвольным, полностью подчинившийся обстоятельствам содержится ошибка, так как при использовании в данном контексте причастия необходима форма творительного падежа: человеком. (каким?)... подчинившимся обстоятельствам.

  2.Неверное согласование приложений с определяемым словом: приложения - имена собственные, обозначающие названия, заключаются в кавычки и используются только в форме именительного падежа. Например, В журнале «Смене» опубликованы архивные материалы, представляющие для многих интерес.

Синтаксическая норма: нормы управления

Управление - грамматическая связь сочетающихся слов, при которой зависимое слово ставится в определённой падежной форме, обусловленной главным словом или смыслом высказывания. Соблюдение синтаксических норм предполагает правильный выбор падежа с предлогом или без него у зависимого слова, например: указывать (на что?) на недостатки, интерес (к чему?) к предмету; верность (чему?) долгу и др.

Неправильное управление - это нарушение норм синтаксической сочетаемости, которое часто встречается в речи, например, ошибочная конструкция оплатить (за что?) за проезд регулярно используется вместо правильной оплатить (что?) проезд и др.

Выбор падежа управляемого слова у многих вызывает затруднения. Неправильный выбор падежа наблюдается как в предложной, так и в беспредложной конструкциях, например:

  1. Давайте сконцентрируем внимание на это — ошибка в предложной конструкции; вместо формы винительного падежа на это следует использовать форму предложного падежа - на этом.

  2. Согласно телефонных правил абонент имеет право уплатить за телефон авансом - ошибка в беспредложной конструкции; вместо формы родительного падежа телефонных правил следует использовать форму дательного падежа -телефонным правилам. Следует помнить, что предлоги благодаря, согласно, вопреки должны использоваться с существительным в форме дательного падежа.

Ошибки, связанные с нарушением норм управления, чаще всего возникают в следующих случаях:

  1. Неверный выбор предложной или беспредложной конструкций

  1.1 Неправильное употребление предложной конструкции вместо беспредложной. Это тоже нам характерно - неверно, нужно - для нас характерно.

  1.2 Неправильное употребление беспредложной конструкции вместо предложной. Он оперировал с точными данными - неверно, нужно -оперировал точными данными. Мы увидели об этом по телевизору - неверно, нужно -увидели это.

  2.Неразличение конструкций с близкими по значению словами, которые имеют разное управление. Гордиться за друга - ошибка, которая появляется из-за неразличения двух конструкций: гордость (за кого?) за друга и гордиться (кем?) другом. Аналогичные примеры: предостерегать от опасности + предупреждать об опасности = ошибка - предостерегать об опасности; указывать на недостатки + говорить о недостатках = ошибка - указывать о недостатках отзыв о спектакле + рецензия на спектакль = ошибка -отзыв на спектакль

  3. Использование общего зависимого слова (дополнения в предложении) при словах, требующих разного управления. Сестры увлекались и хорошо разбирачисъ в современной музыке - ошибка, так как глаголы увлекались и разбирались должны использоваться с разными падежными формами: увлекались (чем?) музыкой; разбирались (в чём?) в музыке.

Синтаксическая норма: замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом без изменения главной части предложения возможна не при любых условиях. Следует помнить, что, в отличие от глагола, причастие не имеет ни форм будущего времени, ни форм условного (сослагательного) наклонения. Поэтому формам будущего времени невозможно подобрать равноценную замену с помощью причастий. Кроме того, невозможно заменить причастным оборотом придаточное предложение с составным сказуемым или такое, где союзное слово который стоит в творительным, дательном падеже или в винительном падеже с предлогом.

Следует учитывать также, что действительные причастия могут быть образованы как от переходных, так и от непереходных глаголов, а страдательные - только от переходных.

Наибольшие трудности при выборе правильного ответа возникают при анализе конструкций, содержащих в главной части сложно-подчинённого предложения соотносительное слово - указательное местоимение. Например, Грушнщкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые истины. В этом случае синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна.

§1  §2  §3  §4
©Лицей 159, 2010