Луксор

Туризм Это интересно Словарь Культура Фотогалерея

На главную

Луксор — город в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, административный центр мухафазы Аль-Уксур с населением около 376 000 чел. В Луксоре и вокруг города находятся некоторые из важнейших археологических мест Египта. В старину египтяне назвали город «Уасет». Греки назвали его «стоворотными Фивами». Из-за значимости археологических мест туризм в городе играет важнейшую роль.

В Луксоре имеется международный аэропорт. Для большинства путешествий по Нилу Луксор является стартовой или конечной точкой. Современный город расположен на месте Фив, бывших столицей Древнего Египта в период Среднего и Нового царств, и оттого имеет славу «крупнейшего музея под открытым небом».

Луксор условно делится на 2 части: «Город живых» и «Город мёртвых». Первый — жилой район на правом берегу Нила. Здесь расположены местные гостиницы, большая часть которых находится между железнодорожной станцией и Луксорским храмом. Главные достопримечательности правого берега — храм Амона-Ра в Карнаке и собственно Луксорский храм. «Город мёртвых» расположен на другом берегу Нила. Здесь есть немногочисленные поселения и знаменитый фиванский некрополь, включающий Долину царей, Долину цариц, погребальные храмы Мединет-Абу, царицы Хатшепсут, Рамессеум. Все новые находки археологов выставляются в Луксорском музее древностей. Обилие памятников древнеегипетской архитектуры обеспечивает посещение Луксора сотнями тысяч туристов в год.

Фотогалерея

Луксорский храм

Долина царей

Долина цариц

Храм Хатшепсут

Рамессеум

Луксорский музей искусств

Луксорский храм

Луксорский храм

Луксорский храм — развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор. Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн. Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для соответствия с пилонама, стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака, с которым он был соединён мощёной аллеей сфинксов, северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси.

Древнейшая часть — святая святых, с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе III; первые цари XIX династии прибавили к югу двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов. Рамсес Великий пристроил северный перистильи пилон и изобразил на внешней стороне последнего свои подвиги в войне с хеттами; здесь же начертан так называемый «эпос Пентаура». У северного входа Луксорского храма — четыре колосса-монолита и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.

Долина царей

Долина царей

Долина Царей — долина в Египте, где за период примерно в 500 лет с XVI век до н. э. по XI век до н. э. были построены гробницы для захоронения фараонов — царей Древнего Египта. Долина расположена на западном берегу Нила, напротив города Фивы (современный Луксор). Состоит из двух долин: Восточная долина, где находится большинство гробниц, и Западная долина. Эта территория с конца XVIII века стала центром археологических и египтологических исследований, и до сих пор её гробницы и захоронения продолжают притягивать внимание исследователей. В наше время долина стала известной благодаря открытию гробницы Тутанхамона и одним из самых знаменитых археологических мест в мире.

В 1979 году, вместе с остатками Фивского некрополя, долина была признана ЮНЕСКО Всемирным наследием. Долина царей имеет три основных геологических слоя: белый известняк (средняя глубина 150-300 м), сланцы (от 150 до 90 м), гипс (90 м). Гробницы XVIII династии, как правило, выдолблены в стенах ущелья. Гробницы XIX династии были вырыты в стенах ущелья, однако, туннели в основном уходили под землю. Гробницы XX династии были вырыты в земле и совершенно не пострадали от проникновения воды.

Долина цариц

Долина цариц

Долина Цариц, известная в древности как «долина детей фараона», — археологическая зона на западном берегу Нила, рядом с долиной Царей, на противоположном берегу от Луксора (древние Фивы). В долине было открыто до семидесяти высеченных в скале гробниц жён и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Все захоронения относятся к 18-й, 19-й либо 20-й династиям (ок. 1550—1070 гг. до н. э.) Более других впечатляет гробница жены Рамзеса Великого, Нефертари, в которой прекрасно сохранился обширный комплекс полихромной фресковой живописи.

Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут

Известным памятником архитектуры времени Хатшепсут является прекрасный храм в Дейр-эль-Бахри в отдалённой западной части Фив, носивший в древности название Джесер Джесеру — «Священнейший из священных» — и строившийся на протяжении 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут, и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа I, его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. Террасы храма в центре были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма; они были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджит, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта. По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих вглубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено святилище Амона-Ра, Святая Святых, самая главная и самая сокровенная часть всего храма Дейр-эль-Бахри.

Рамессеум

Рамессеум — поминальный храм фараона Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.). Лежит в руинах, но даже по развалинам видно, что это было грандиозное сооружение. Архитектура его такая же, как и более позднего храма в Мединет-Абу, но масштабы внушительнее. Рамессеум стоял в центре жилого квартала, обнесённого глиняной стеной. Слева от храма находился павильон фараона, а справа и сзади — бесчисленные маленькие здания с полукруглыми крышами, служившие жильём для рабочих, мастерскими и складами. От Нила к храму шёл канал.

Поминальные храмы, как и пирамиды, строились при жизни фараонов. Монарх сам составлял свою биографию, перечень добродетельных поступков и повелевал высечь их на каменных стенах храмов. Рамсес II считал, по-видимому, главным подвигом своей жизни битву при Кадеше схеттами, хотя, по мнению историков, она вовсе не была триумфомегипетской армии. На обоих пилонах Рамессеума изображены сцены этой битвы — так же, как в Луксорском и Карнакском храмах и в Абу-Симбеле. На первом дворе, разделяющем пилоны, на земле лежит верхняя часть огромнейшей статуи Рамсеса II. Она, по-видимому, была высотой 18 м вместе с пьедесталом, а весила примерно 1000 т. В огромном гипостильном зале сохранились 29 колонн(первоначально было 48), поддерживающих остатки сводов. За залом следуют две комнаты. В первой из них находится потолок с изображением небесных светил. Склады из кирпича позади храма (их можно легко заметить с пригорка у дороги) служили амбарами. Они являются очевидным свидетельством того, что Рамессеум окружали обширные угодья.

Общийй вид Коллонада Фараоны

Общий вид

Коллонада

Фараоны

Луксорский музей искусств

На набережной Нила, в окружении прекрасного сада, между двумя великими храмами Луксорским и Карнакским с 1975 года раскрывает свои сокровища желающим один из самых удивительных и прекрасных –Луксорский музей искусств. Расположенный между музеями под открытым небом, собрав в себе интересную и во многом уникальную экспозицию экспонатов, украшавших в древности Фивы и столицу, музей приобрел заслуженную славу не только у туристов, но и у знатоков древнеегипетского и раннехристианского искусства.

Автором здания является египетский архитектор с мировым именем Махмуд эль-Хаким, которому удачно удалось вписать современное здание рядом с археологическими находками в местах их исконного местонахождения. Уникальными особенностями этого хранилища древностей стали памятники, обнаруженные местными жителями. Статуя фараона Ментухотепа III была случайно найдена при строительстве дома в городке Армант и заняла достойное место в экспозиции музея. Погребальные вещи Тутанхамона, его ложе, ладьи вызывают удивление и восхищение. Невозможно оторвать глаз от позолоченных лепестков роз или глаз богини Мехит-Верет из ляпис-лазури. Это часть погребальных сокровищ, остальное находиться в Музее египетских древностей в Каире. Хорошо сохранившиеся раскрашенные рельефы храма Тутмоса III, скульптурная группа фараона Аменхотепа III из алебастра, папирусы из потреблений жрицы Несихонсу XI в до н.э., а также барельефы молящихся Эхнатона и Нефертити. Это лишь небольшая часть сокровищниц Луксоркого музея искусств.

В течение нескольких лет сотрудники Бруклинского музея тщательно изучали и отбирали экспонаты для Луксора. После обращения Министерства культуры АРЕ в 1962 году о создании музея, все хранилища и запасники музеев Египта были тщательно пересмотрены и выбраны редко выставляемые, но исторически значимые и великолепно сохранившиеся памятники. Многое экспонаты прибыли из музея в Каире. И сегодня продолжается пополнение коллекции.

С 1989 года открыт особый зал со скульптурами фараонов и божеств Нового царства. Все они были случайно обнаружены при реставрации колонн Луксорского храма. Каталоги сокровищ музея занимают не одну страницу и невозможно выбрать несколько экспонатов для небольшого рассказа. Каждый из них уникален, прекрасен и возбуждающе интересен. Голова богини Мехетурет в изящном золотом обрамлении, статуя фараона Хоремхеба перед богом солнца Атумом, кварцевая статуя фараона Аменхотепа III, огромная кобра-бог Амон-Камутеф и многие другие древности. На постоянном хранении музея находятся мумии царей древности – ЯхмосаI и Рамзеса I. На территории древних Фив для них открывается новый зал музея. В этом городе они правили, и теперь сложно найти более достойного места для их вечного покоя.

Фараон Амнхотеп III Атум и Хоремхеб Фараон Хоремхеб

Фараон Амнхотеп III

Атум и Хоремхеб

Фараон Хоремхеб

В начало