Искусство Фотопортрета
Галерея
 
 
 
Автопортрет
Принято считать, что жанр автопортрета получает свое развитие в эпоху Возрождения, когда творец перестает быть безымянным и осознает свою индивидуальность. До появления абстракции автопортрет создавался при помощи зеркал — как иначе можно изобразить себя, если находишься вне поля собственного зрения? Это своеобразный нарциссизм: отражение формируется по желанию автора таким, каким он хочет видеть себя в реке времени. И это всегда некоторая головоломка. По сути, это встреча двух зеркал — глаз художника и зеркала как бытового предмета.
 
В результате получается фактически реализация буддистской метафоры: «Два зеркала, отражающие друг друга, когда между ними нет даже тени», — образуется бесконечность. Зритель же, когда созерцает автопортрет, невольно попадает в эту интимную игру отражений, в которую, как казалось бы, посторонним попасть нельзя. Фотографический автопортрет тоже сразу пропитывается некоторым мистицизмом. Одной из первых подобных фотографий был «Автопортрет утопленника» Ипполита Байара, который в октябре 1840 года, после того как Академия наук не оценила его изобретений в области фотопечати, снял себя в образе утопленника, а на задней стороне карточки написал трагическое послание самоубийцы.


Ипполит Байар. Автпортрет утопленника, 1840 г. © SFP


Эль Лисицкий. Конструктор (Автопортрет), 1924 г.


С 50-х годов XIX века, когда фотография остается еще предметом роскоши, доступным только богатым аристократам, жанр автопортрета начинает входить в моду в среде фотографов. Однако мотив смерти, отделения души от тела и подозрение, что фотография может запечатлеть большее, чем видит глаз, все еще витали в воздухе. Уже в начале 60-х Уильям Мамлер из Бостона с помощью двойной экспозиции создал свой парадный автопортрет, где вдруг «проявился» призрак умершей родственницы. Всеобщее увлечение спиритизмом помогло ему заработать на подобных практиках немалые деньги.
Уже с 1880-х годов с появлением портативных, легких в использовании аппаратов фотография перестает быть только профессиональной. Фотографией увлекались все, кто мог себе это позволить: например, известен автопортрет Дега с Ивонной и Кристиной Лерой 1895 года. И, что особенно важно, это уже не статичное, «парадное» изображение, преобладавшее ранее, а оригинальная несимметричная композиция, где все делают вид, что вовсе и не замечают камеры.



Ванда Вульц. Я + кошка, 1932 г. © Wanda Wulz/Museo di storia della fotographia Fratelli Alinari, Florence-archives Wulz


Автопротрет Дега с Ивонной и Кристиной Лерой, 1895 г. © photo RMN

В ХХ веке развитие различных приемов, в том числе монтажа и фотоколлажа, позволило футуристам, дадаистам и прочим представлять себя настолько странно или абсурдно, насколько требовало их мироощущение, и лишний раз доказало, что фотография и реальность вовсе не обязаны соответствовать друг другу. Вспомним автопортрет Лисицкого «Конструктор» (1924), где с помощью монтажа его нос плавно превращается в руку с циркулем или знаменитую работу «Я + кошка» Ванды Вулц, наложившей на изображение собственного лица кошачью морду.
В то же время проводилось и множество экспериментов, вовсе не связанных с техникой обработки. Например, в 1923 году Жак-Анри Лартиг создал тройной автопортрет — запечатлел себя, пишущего картину, глядя в зеркало. Своеобразный фрактал. От человека мы видим здесь спину и затылок, лицо можно рассмотреть лишь в зеркале и на холсте. События второй трети ХХ века, Вторая мировая война отвлекают фотографов от собственной персоны, и на первый план выходят в основном репортажные снимки. Однако наступит время, когда роль автопортрета станет важной, как никогда, — эпоха поп-арта.



Арно Дельрю. Мифология №9. © Arneud Delrue


Роберт Мэпплторп. Автопортрет. © Robert Mapplethorpe


Арно Дельрю. Мифология №5. © Arneud Delrue
z
Размноженные изображения Энди Уорхола, говорят: «Я серийно тиражируем, я не уникален, я как кружка из Ikea — разноцветный, одинаковый и пустой, но при этом меня все знают». Автопортрет больше не подчеркивает индивидуальность, а скорее, наоборот, вписывает художника в общий дискурс коммерческих брендов, уравнивает его не только с Мерилин Монро и Элвисом Пресли, но и с банкой томатного супа. Отсюда этот индивидуализм при отсутствии индивидуальности — многочисленные травести Арно Дельрю: я могу быть мужчиной, могу — женщиной, могу — принцессой Дианой, а могу — девушкой из рекламы шампуня «Шварцкопф», но кто на самом деле под этими сменяющимися масками?

Деловой портрет

Портрет — старейший и наиболее распространенный жанр фотографии. В зависимости от назначения, характера исполнения и числа персонажей различают интимный, общественный, научный или антропологический портреты; индивидуальный, парный и групповой, а также автопортрет. Деловой портрет (business portrait) относится к публичному типу портрета и находится в сфере коммерческой фотографии. Поэтому иногда деловой портрет еще называют рекламным портретом или просто фотографией крупным планом (mug shots) — это словосочетание также используется для фотографий в уголовных делах.
Приведенные выше определения наиболее красноречиво отражают специфику этого вида портрета. Фотографии, выполненные в форме делового портрета, являются визитной карточкой фирмы и используются для визиток, в пресс-релизах о компании, размещаются на сайте, включая портретную галерею компании. Условно можно выделить два вида делового портрета: студийный и на рабочем месте.
Портрет в студии часто делается погрудным, иногда во весь рост, на нейтральном светлом фоне. В отношении позы представленной фигуры различают «с лица», в три четверти поворота направо или налево. Деловой портрет на рабочем месте, где портретируемого окружают предметы его непосредственной деятельности, придавая тем самым большую выразительность изображению, по форме напоминает репортажный стиль в портрете, известный и хорошо практикуемый еще с XIX века. И хотя деловой портрет не сильно отличается от обычных портретов, он все же более регламентирован. Изображение в данном случае становится жертвой задачи.


Фото Дэна Селлерса. © Dan Sellers


Председатель Верховного суда США Джон Робертс. Фото Пола Ричардса. © Paul J. Richards/AFP/Getty Images

Такой портрет принято выполнять крупным планом. Главная отличительная черта — строгость, обязательное соблюдение правил делового этикета в одежде и прическе. Основные качества, которые в данном случае должен излучать портретируемый, — это уверенность и доброжелательность. Но даже в портрете, выполненном на рабочем месте, не всегда четко просматривается принадлежность к профессии, что часто подчеркивается в художественном и репортажном портрете. Внутренний мир портретируемого также остается вне сферы интересов делового портрета.
Почти маниакальную сосредоточенность на внешнем виде модели подтверждают следующие рекомендации, которые часто размещают на сайтах и раздают клиентам различные фотостудии. Советы для мужчин сводятся в основном к выбору предметов гардероба: «Хороший костюм и рубашка — основа вашего внешнего вида. Камера может уловить, если ваша одежда плохо на вас сидит. Если вы решите не надевать костюм или пиджак, имейте в виду, что белые и светлых тонов рубашки сами по себе могут смотреться бледно и отвлекать внимание от вашего лица. Если вы хотите менее официальный портрет, но не выходящий за рамки делового, лучшим выбором станет жакет с рубашкой или свитер».




Фото Дэна Селлерса. © Dan Sellers


Фото Дэна Селлерса. © Dan Sellers


Рекомендации для женщин касаются в основном украшений: «Уместны и даже приветствуются украшения. Цепочки должны быть короткими и идти вдоль линии воротника блузки. Серьги должны быть видны из-под волос. Можно использовать брошь, но в этом случае она должна быть довольно большой, чтобы ее было заметно на снимке. Женщина с длинными волосами должна выбрать жакет, который будет отличаться по тону от ее волос». Съемка обязательно включает работу стилиста, который приводит в порядок волосы, одежду и делает макияж.
В объявлениях различных фотографических студий можно встретить следующие рекомендации относительно внешнего вида клиента. Тщательность проявляется даже в выборе тканей, из которых, желательно, должен быть сделан костюм, — лен и шерсть. Одежда должна быть однотонной и темных цветов (коричневый, синий, серый, зеленый), так чтобы не отвлекать внимания от лица, а только выгодно подчеркивать его достоинства.
У делового портрета нет как такового исторического прототипа. В живописи существовали так называемые профессиональные портреты, они часто делались на заказ и изображали купцов, торговцев и денежных менял. Такой тип портрета был особенно распространен в Германии и Голландии в XVI–XVII веках. Заказчик изображался в окружении атрибутов своей деятельности, в пышной обстановке. Это был одновременно профессиональный и парадный портрет.



Фото Августа Зандера. 1924г. © August Sander/San Francisco Museum of Modern Art


Ян Госсарт. Портрет купца. Около 1530 г.


Фото Августа Зандера. 1926 г. © August Sander/Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur-August Sander Archiv

В фотографии деловой портрет лишь формально может напоминать репортажный стиль в портрете. Единственное, что их объединяет, — это съемка на рабочем месте и использование профессионального антуража. Роберт Хьюлетт в 1867 году специально для газеты «Таймс» сделал репортаж о строительстве огромного корабля Grait Eastern. Среди прочих снимков был портрет Изамбара Брюнеля, разработчика корабля и крупнейшего инженера своего времени. Однако, как и фотографии Августа Зандера из его масштабного проекта «Люди XX века», эти изображения лишь с большой натяжкой напоминают современный деловой портрет и то, что под этим термином принято понимать.