|
|
|
Автопортрет
Принято считать, что жанр автопортрета получает
свое развитие в эпоху Возрождения, когда творец
перестает быть безымянным и осознает свою индивидуальность.
До появления абстракции автопортрет создавался при
помощи зеркал — как иначе можно изобразить себя,
если находишься вне поля собственного зрения? Это
своеобразный нарциссизм: отражение формируется по
желанию автора таким, каким он хочет видеть себя
в реке времени. И это всегда некоторая головоломка.
По сути, это встреча двух зеркал — глаз художника
и зеркала как бытового предмета.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В результате получается фактически реализация буддистской метафоры:
«Два зеркала, отражающие друг друга, когда между ними нет даже
тени», — образуется бесконечность. Зритель же, когда созерцает
автопортрет, невольно попадает в эту интимную игру отражений,
в которую, как казалось бы, посторонним попасть нельзя. Фотографический
автопортрет тоже сразу пропитывается некоторым мистицизмом.
Одной из первых подобных фотографий был «Автопортрет утопленника»
Ипполита Байара, который в октябре 1840 года, после того как
Академия наук не оценила его изобретений в области фотопечати,
снял себя в образе утопленника, а на задней стороне карточки
написал трагическое послание самоубийцы.
Ипполит Байар. Автпортрет утопленника, 1840 г. © SFP
Эль Лисицкий. Конструктор (Автопортрет), 1924 г.
С 50-х годов XIX века, когда фотография остается еще предметом
роскоши, доступным только богатым аристократам, жанр автопортрета
начинает входить в моду в среде фотографов. Однако мотив смерти,
отделения души от тела и подозрение, что фотография может
запечатлеть большее, чем видит глаз, все еще витали в воздухе.
Уже в начале 60-х Уильям Мамлер из Бостона с помощью двойной
экспозиции создал свой парадный автопортрет, где вдруг «проявился»
призрак умершей родственницы. Всеобщее увлечение спиритизмом
помогло ему заработать на подобных практиках немалые деньги.
Уже с 1880-х годов с появлением портативных, легких в использовании
аппаратов фотография перестает быть только профессиональной.
Фотографией увлекались все, кто мог себе это позволить: например,
известен автопортрет Дега с Ивонной и Кристиной Лерой 1895
года. И, что особенно важно, это уже не статичное, «парадное»
изображение, преобладавшее ранее, а оригинальная несимметричная
композиция, где все делают вид, что вовсе и не замечают камеры.
Ванда Вульц. Я + кошка, 1932 г. © Wanda Wulz/Museo di storia
della fotographia Fratelli Alinari, Florence-archives Wulz
Автопротрет Дега с Ивонной и Кристиной Лерой, 1895 г. © photo
RMN
В ХХ веке развитие различных приемов, в том числе монтажа
и фотоколлажа, позволило футуристам, дадаистам и прочим представлять
себя настолько странно или абсурдно, насколько требовало их
мироощущение, и лишний раз доказало, что фотография и реальность
вовсе не обязаны соответствовать друг другу. Вспомним автопортрет
Лисицкого «Конструктор» (1924), где с помощью монтажа его
нос плавно превращается в руку с циркулем или знаменитую работу
«Я + кошка» Ванды Вулц, наложившей на изображение собственного
лица кошачью морду.
В то же время проводилось и множество экспериментов, вовсе
не связанных с техникой обработки. Например, в 1923 году Жак-Анри
Лартиг создал тройной автопортрет — запечатлел себя, пишущего
картину, глядя в зеркало. Своеобразный фрактал. От человека
мы видим здесь спину и затылок, лицо можно рассмотреть лишь
в зеркале и на холсте. События второй трети ХХ века, Вторая
мировая война отвлекают фотографов от собственной персоны,
и на первый план выходят в основном репортажные снимки. Однако
наступит время, когда роль автопортрета станет важной, как
никогда, — эпоха поп-арта.
Арно Дельрю. Мифология №9. © Arneud Delrue
Роберт Мэпплторп. Автопортрет. © Robert Mapplethorpe
Арно Дельрю. Мифология №5. © Arneud Delrue
z
Размноженные изображения Энди Уорхола, говорят: «Я серийно
тиражируем, я не уникален, я как кружка из Ikea — разноцветный,
одинаковый и пустой, но при этом меня все знают». Автопортрет
больше не подчеркивает индивидуальность, а скорее, наоборот,
вписывает художника в общий дискурс коммерческих брендов,
уравнивает его не только с Мерилин Монро и Элвисом Пресли,
но и с банкой томатного супа. Отсюда этот индивидуализм при
отсутствии индивидуальности — многочисленные травести Арно
Дельрю: я могу быть мужчиной, могу — женщиной, могу — принцессой
Дианой, а могу — девушкой из рекламы шампуня «Шварцкопф»,
но кто на самом деле под этими сменяющимися масками?
Деловой портрет
Портрет — старейший и наиболее распространенный жанр фотографии.
В зависимости от назначения, характера исполнения и числа
персонажей различают интимный, общественный, научный или антропологический
портреты; индивидуальный, парный и групповой, а также автопортрет.
Деловой портрет (business portrait) относится к публичному
типу портрета и находится в сфере коммерческой фотографии.
Поэтому иногда деловой портрет еще называют рекламным портретом
или просто фотографией крупным планом (mug shots) — это словосочетание
также используется для фотографий в уголовных делах.
Приведенные выше определения наиболее красноречиво отражают
специфику этого вида портрета. Фотографии, выполненные в форме
делового портрета, являются визитной карточкой фирмы и используются
для визиток, в пресс-релизах о компании, размещаются на сайте,
включая портретную галерею компании. Условно можно выделить
два вида делового портрета: студийный и на рабочем месте.
Портрет в студии часто делается погрудным, иногда во весь
рост, на нейтральном светлом фоне. В отношении позы представленной
фигуры различают «с лица», в три четверти поворота направо
или налево. Деловой портрет на рабочем месте, где портретируемого
окружают предметы его непосредственной деятельности, придавая
тем самым большую выразительность изображению, по форме напоминает
репортажный стиль в портрете, известный и хорошо практикуемый
еще с XIX века. И хотя деловой портрет не сильно отличается
от обычных портретов, он все же более регламентирован. Изображение
в данном случае становится жертвой задачи.
Фото Дэна Селлерса. © Dan Sellers
Председатель Верховного суда США Джон Робертс. Фото Пола Ричардса.
© Paul J. Richards/AFP/Getty Images
Такой портрет принято выполнять крупным планом. Главная отличительная
черта — строгость, обязательное соблюдение правил делового
этикета в одежде и прическе. Основные качества, которые в
данном случае должен излучать портретируемый, — это уверенность
и доброжелательность. Но даже в портрете, выполненном на рабочем
месте, не всегда четко просматривается принадлежность к профессии,
что часто подчеркивается в художественном и репортажном портрете.
Внутренний мир портретируемого также остается вне сферы интересов
делового портрета.
Почти маниакальную сосредоточенность на внешнем виде модели
подтверждают следующие рекомендации, которые часто размещают
на сайтах и раздают клиентам различные фотостудии. Советы
для мужчин сводятся в основном к выбору предметов гардероба:
«Хороший костюм и рубашка — основа вашего внешнего вида. Камера
может уловить, если ваша одежда плохо на вас сидит. Если вы
решите не надевать костюм или пиджак, имейте в виду, что белые
и светлых тонов рубашки сами по себе могут смотреться бледно
и отвлекать внимание от вашего лица. Если вы хотите менее
официальный портрет, но не выходящий за рамки делового, лучшим
выбором станет жакет с рубашкой или свитер».
Фото Дэна Селлерса. © Dan Sellers
Фото Дэна Селлерса. © Dan Sellers
Рекомендации для женщин касаются в основном украшений: «Уместны
и даже приветствуются украшения. Цепочки должны быть короткими
и идти вдоль линии воротника блузки. Серьги должны быть видны
из-под волос. Можно использовать брошь, но в этом случае она
должна быть довольно большой, чтобы ее было заметно на снимке.
Женщина с длинными волосами должна выбрать жакет, который
будет отличаться по тону от ее волос». Съемка обязательно
включает работу стилиста, который приводит в порядок волосы,
одежду и делает макияж.
В объявлениях различных фотографических студий можно встретить
следующие рекомендации относительно внешнего вида клиента.
Тщательность проявляется даже в выборе тканей, из которых,
желательно, должен быть сделан костюм, — лен и шерсть. Одежда
должна быть однотонной и темных цветов (коричневый, синий,
серый, зеленый), так чтобы не отвлекать внимания от лица,
а только выгодно подчеркивать его достоинства.
У делового портрета нет как такового исторического прототипа.
В живописи существовали так называемые профессиональные портреты,
они часто делались на заказ и изображали купцов, торговцев
и денежных менял. Такой тип портрета был особенно распространен
в Германии и Голландии в XVI–XVII веках. Заказчик изображался
в окружении атрибутов своей деятельности, в пышной обстановке.
Это был одновременно профессиональный и парадный портрет.
Фото Августа Зандера. 1924г. © August Sander/San Francisco
Museum of Modern Art
Ян Госсарт. Портрет купца. Около 1530 г.
Фото Августа Зандера. 1926 г. © August Sander/Die Photographische
Sammlung/SK Stiftung Kultur-August Sander Archiv
В фотографии деловой портрет лишь формально может напоминать
репортажный стиль в портрете. Единственное, что их объединяет,
— это съемка на рабочем месте и использование профессионального
антуража. Роберт Хьюлетт в 1867 году специально для газеты
«Таймс» сделал репортаж о строительстве огромного корабля
Grait Eastern. Среди прочих снимков был портрет Изамбара Брюнеля,
разработчика корабля и крупнейшего инженера своего времени.
Однако, как и фотографии Августа Зандера из его масштабного
проекта «Люди XX века», эти изображения лишь с большой натяжкой
напоминают современный деловой портрет и то, что под этим
термином принято понимать.
|
|