Искусство Фотопортрета
Галерея
 
 
 
Фон в фотопортрете
Портрет — изображение, ограниченное планами. В нем всякий второй план по отношению к основному объекту (голове или фигуре) становится фоном.
Фон — весьма существенный изобразительный фактор. Не случайно ему придавали большое значение выдающиеся мастера живописного портрета.
Фотографический портрет, как и живописный, предусматривает пластическое единство основного объекта и фона. Задний план отнюдь не инертная часть снимка — он заметно участвует в общей композиции и несет вполне определенную и подчас значительную смысловую нагрузку.
 

Фон бывает нейтральным и предметным, плоским и объемным, предельно темным или же, напротив, светлым, как бумажная подложка. Наряду с условными, рисованными задниками, применяемыми в съемочных ателье, фоном служат и любые конкретные объекты (стена здания, пейзаж, интерьер). Осмысленно используя все элементы фона, фотохудожник стремится преодолеть его невыразительность. В безупречно построенном портрете на сюжет «работает» буквально каждый сантиметр площади кадра. Вместе с тем, сколько бы места ни занимал сам объект, в снимке всегда должна угады¬ваться пространственность.
Старые фотопортретисты много внимания уделяли второму плану.
Но то, что было для мастера творческим поиском, вскоре стало легким достоянием ремесленников. Прием, получивший название «северное сияние», быстро обратился в навязчивый трафарет.
Как направленный, так и рассеянный свет позволяет выявить пространство, объемность, фактуру. Но еще требуется установить световой баланс между освещением объекта и фоном. Глубина резко изображаемого пространства влияет на передачу резкости фона и предметов первого плана. Вся трудность съемки состоит в том, чтооы дать почувствовать зрителю воздушную среду и одновременно выделить важные детали изображения.
Фон не должен сливаться по тону с лицом, а, напротив, — контрастировать с ним. При всех условиях следует избегать совпадения их оттенков. Отделить фон от головы или фигуры помогает также контражурный (контурный) свет.
Найти освещением соотношение главного и второстепенного — одна из важных творческих задач.
Если фигура не будет связана со своим окружением, она покажется аппликационной, искусственно наложенной на фон.
В тех случаях, когда на втором плане находится еще один человек, следует позаботиться о его сюжетной связи с главным объектом.
Только в групповом портрете все персонажи представлены в равном светотональном рисунке.
При студийной (подготовленной) съемке обычно пользуются однотонным, нейтральным фоном. Ничто не должно отвлекать внимания зрителя от деталей лицо.
Фон может активно воздействовать на восприятие. Пример — «Портрет мальчика» Марии Шмеркович. Несмотря на то, что вторым планом служит нейтральная однотонная плоскость (грубое полотнище), фактура ее поверхности выгодно выделяет объемную форму мальчишеского лица.
Совершенно иную функцию выполняет предметный фон. Показывая бытовую обстановку, в которой живет человек, или предметы его творческого труда, фотограф словно сближает с ним зрителя.
Фон влияет не только на характеристику изображенного человека, но и на идейное содержание снимка.
Компонуя портретный кадр и выбирая фон, нельзя не счи¬таться также с оптической иллюзией, которой подвержено на¬ше бинокулярное зрение.
Мы склонны иногда к неверным представлениям о форме и цвете изображенных предметов. Некоторые предметы из-за своей конфигурации кажутся нам на темном фоне более светлыми, а на светлом — более темными . Контрасты яркостей основного объекта и его фо¬на создают так называемый эффект выступления.
На слишком темном фоне лицо кажется более широким и плоским. Тональная насыщенность заднего плана воздействует на представление о пропорциях. В этом нетрудно убедиться опытным путем. Возьмите два совершенно идентичных отпечатка — два одинаковых снимка головы. Фон одного вы¬белите, а другого зачерните. При сравнении снимка голова на первом будет казаться меньше.
Итак, от фона зависит многое. Достаточно изменить его то¬нальность или вовсе убрать, как это тотчас отразится на характеристике портретируемого.
Тональность и цветность фотоизображения
Фотографа и живописца многое сближает в художническом видении натуры. Оба они различают цвета в их взаимодействии, обусловленном воздушной средой.
В монохромной (одноцветной) фотографии цвет определяется тоном. Черно-белое изображение имеет только два основных тона, но шкала полутонов чрезвычайно широка. И контрасты светотеней, и фактура поверхности, и соотношения отдельных частей кадра выражены тоном.
Тон — степень светлоты или темноты. Им определяется отдаленность изображаемого предмета, его форма и фактура. В портретном снимке тон передает количество света, отражаемого поверхностью формы лица.
В зависимости от характера тона можно говорить о снимках легких, тяжелых, мягких, контрастных, а применительно к сюжету — камерных, лирических, эпических, плакатных. Фотография, сделанная в широкой шкале тонов, несомненно впечатляет больше. Но выразительности можно достигнуть и короткой шкалой. Это наглядно демонстрируют как репортаж-ные снимки, в которых главное — движение, действие объекта, так и снимки, выполненные в манере графики.
Общая тональность изображения зависит от силы источ¬ников света, падающих на объект. О художественных достоинствах такого изображения мы судим также по тому, насколько выдержана его тональность. Нам доставляет эстетическое удовольствие снимок, оптический ри¬сунок которого не пестрит и смотрится спокойно.
В каждом снимке преобладает какой-то основной оттенок, подчиняющий себе остальные. По степени насыщенности основным тоном портрет может быть сделан в светлой и темной тональности.
Правильно поступил фотолюбитель В. Масленников, при¬менив сильные источники света, когда снимал девчурку из детского сада, вышедшую на прогулку с куклой. Светлая тональность отвечает сюжету.
Другой пример — портрет негритянки работы фотожурна¬листа Л. Лазарева. Здесь обращение к противоположной, темной тональности также вполне правомерно — оно служит элементом изобразительной характеристики облика.
Дать «черное на черном» технически нелегко и, как всякий формальный прием, этот тоже требует чувства меры, художественного такта. Добиться благородства тона всего изображения — вот в чем проявляется мастерство на заключительной стадии создания фотопортрета.
Зрительное восприятие снимка значительно усиливается тональным сопоставлением объема и плоскости. Портретное изображение показывает не только объемность лица, но и его поверхность.
При съемке надо учитывать цветочувствительность современных негативных материалов. Цветность лица может вли¬ять даже на сходство. Блондинка рискует обратиться в негритянку, а киноварь ее губной помады — в черный гуталин.
...Натура предстает перед фотохудожником не только в перспективе, но и в цвете. Научившись переводить ее краски в черно-белые тона, он учится воспроизводить и сами цвета.
Подобно живописцу, фотомастер в интересах образной выразительности соответственно изменяет природную окраску предмета. По-новому решает он и композицию. Кадр строится чаще на сопоставлении цветовых пятен и цельности колорита.
Как и произведение живописи, художественный цветной снимок воздействует не отдельными цветами, а их соотношениями.
Безгранично разнообразие цветов природы, но запечатленные без отбора, они рискуют обратиться в хаос неорганизованных красок, раздражающих глаз. И здесь первая задача фотографа — преодолеть олеографичность изображения, найти гармонию цветовых сочетаний. Это возможно лишь при развитом чувстве колористического восприятия.
Колорит — основной цветовой тон, объединяющий собой все элементы изображения в единую красочную гамму. Он не заглушает яркости и чистоты цветов, как думают некоторые. Красочная гамма даже выигрывает, если в нее врывается какое-то яркое цветовое пятнышко. Колорит не терпит другого: кричащего столкновения теплых и холодных тонов. Грубая разноцветность ему противопоказана.
Не менее ошибочно подменять цветное изображение подцвеченным. Подцветка обращает естественный колорит в условный. Применение подобного приема — свидетельство творческой беспомощности автора.
Лишне распространяться о сложности работы над цветным фотопортретом. Особенно трудно осуществить поколенный и фигурный портрет, в композицию которого входит костюм, аксессуары и фон. Каждый из этих элементов имеет свои цветовые признаки. Человека нельзя приравнять к пейзажу, цветам, натюрморту. Пластичность живой объемной формы требует тонкого колорита. Лицо характеризуется не столько цветностью, сколько оттенками. Поэтому и снимать надо не контрасты цвета, а контрасты света.
Освещение изменяет цветность. И это обязывает умело передавать тончайшие переходы светотеней. Малейшее злоупо¬требление локальным цветом придает изображению человека сходство с муляжом. Вот почему фотопортретист, владеющий чувством колорита, должен постоянно преодолевать несовершенство цветофотографически
Цветное портретирование — пока больше область догадок и случайных удач. Чтобы цветной фотопортрет окончательно утвердился в значении подлинного произведения искусства, его мастерам настоятельно необходимо освоить веками накопленный опыт живописи. Это поможет лучше понять возможности собственных изобразительных средств.