Искусство Фотопортрета
Галерея
 
 
 
Виды и формы фотопортрета
Портрет — самый сложный и ответственный жанр фотоискусства. Одними техническими знаниями здесь не обойтись. Исполнителю необходимы еще высокая культура, тонкий вкус.
Внутренний мир человека всегда будет составлять основное содержание художественного портрета. Отдельное психологическое состояние объекта может послужить даже самостоятельной темой. Этим объясняется, в частности, существование сюжетных фотопортретов под отвлеченными названиями: «Отдых», «Сон», «Раздумье», «Мечты»...
 
Фотография способна запечатлеть состояния и поведение людей. Человек выказывает себя уже самой манерой держаться, позой, жестикуляцией, мимикой. Его внешний облик отражает и возраст, и профессию, и характер. Фотографические портреты, подобно живописным, разделяются на индивидуальные и групповые. Далее, в свою очередь, на погрудные (или бюстовые), поясные, поколенные, фигурные (в рост). В практике фотографирования утвердилась также классификация, исходящая из назначения снимка и приемов его получения. Различают портреты: репортажный, павильонный, бытовой, производственный, спортивный, дет¬ский, официальный, плакатный, монтажный и другие.
Некоторые разновидности снимков вызваны исключительно практическими требованиями (например, паспортный). Бытовой фотографии известен также интимный и семейный портреты, отличающиеся условной формой ремесленной съемки.
Масштаб основного объекта изображения предопределяют планы — крупный, средний и общий. Фотопортрет крупного плана фиксирует особенности формы лица, передает его выражение, мимику, улыбку. В снимке среднего плана акцент смещается на позу и жест — на движение всей фигуры. Наконец, общий план показывает человека вместе с окружающей его обстановкой (интерьером или пейзажем).
Снимкам среднего и общего плана присуща сюжетность, позволяющая дать единичному образу широкое истолкование. Фотопортрет, тяготеющий к сюжету, отличается большей предметностью. Характеристику персонажа здесь дополняют различные атрибуты.
В индивидуальных портретах учитывается поворот головы и положение туловища. Портретируемый может находиться фронтально к аппарату (анфас), на три четверти к нему (труакар) или боком (в профиль).
Изображение головы в профиль несколько ограничивает психологическую характеристику. Такое положение более оправдывает себя, когда черты лица крупны и пропорциональны.
Профильный портрет имеет свою характерную разновидность — силуэт. Силуэтные портреты были особенно распространены в начальный период развития фотографии. Черный плоскостной контур профиля головы или фигуры создается источником света, скрытым позади затененного объекта.
Своеобразным видом фотографического изображения является также автопортрет. В 1955 году Борис Полевой, ездивший в Соединенные Штаты Америки, побывал у Поля Робсона. Писатель, не расстававшийся с аппаратом «Зоркий 3-С», беседуя, запечатлел самого себя и сидевшего рядом с ним гостеприимного хозяина.
Автопортрет можно использовать и в сложной по форме и замыслу композиции, как это попытался сделать Л. Лазарев, сюжетно соединивший собственное изображение с силуэтным профилем близкого ему человека.
Фототехника предоставляет широкие возможности разнообразить композицию снимка. Нетрудно получить портрет, в котором фоном будет, скажем, двойной силуэт той же головы (см. «Трюковый фотопортрет» Жана Мореля). Соединением нескольких негативов, впечатыванием на фон другого снимка и прочими приемами добиваются самых неожиданных эффектов.
Как курьез мы воспринимаем теперь «двойной портрет» А. И. Герцена, сделанный его двоюродным братом — выдающимся русским фотографом С. Л. Левицким. На снимке совмещены две тождественные фигуры в профильном повороте: Герцен сидит на стуле перед стоящим напротив... Герценом.
Фотографии доступен и жанр сатирического портрета. Одно время в области фотопортрета успешно работал известный со¬ветский фотомастер Г. Петрусов. Его снимки-гротески публиковались в журнале «Советское фото». Для получения снимков подобного жанра прибегают к растягиванию мокрого позитива, к изгибанию бумаги при печатании, наложению негати¬вов и другим приемам.
Технология фотографических процессов неизменно сказывалась на эволюции форм портретного изображения. Снимок, получаемый с негатива контактной печатью, долгое время оставался в пределах формата пластинки. Отсюда распространение портретов — «визиток» (размером с визитную карточку) и так называемых «кабинетных». Ограниченный размер отпечатков породил взгляд на фотографию, как на искусство ма¬лых форм.
Только с переходом на проекционное печатание (увеличение) открылась возможность получать портреты любого размера. В 1932 году москвичи видели на площади Свердлова фотографическое изображение высотой в 25 метров. Это был сверхувеличенный фигурный портрет В. И. Ленина.
Огромные фотоплакаты и панно ныне не редкость. Прогресс фотографической техники расширил сферу применения портретных изображений. Изменились и сами методы съемки. Появление малоформатной камеры, высокочувствительной эмульсии, светосильных объективов значительно развило фоторепортаж.
Современные мастера пользуются двумя приемами портретной съемки — репортажным и подготовленным (позировочным). Оба они сосуществуют равноправно и каждый имеет свои преимущества. Однако репортажный портрет достовернее по ощущению жизненной правды. Съемкой без предупреждения легче показать повседневный облик человека и запечатлеть ту непосредственность его поведения, которой веришь.
Без репортажной съемки не может быть и живых жанровых сюжетов. Оперативная документация подлинных фактов и явлений дает правдивую картину человеческих отношений, убепроизводственный портрет. Он показывает человека непосредственно у рабочего места в атмосфере трудовой жизни. Условия производства, профессиональные атрибуты — вся обстановка действия служит добавочной характеристикой образа.
Жанровые сюжеты имеют в своей основе какую-либо жизненную ситуацию. Таким снимкам присущи событийность, динамичность. Действующие лица изображаются во взаимоотношениях друг с другом — в столкновении или общности интересов и чувств.
Групповой фотопортрет очень труден для съемки. Только умелое техническое исполнение позволяет показать в нем типические черты человеческого характера.
В рубрику групповых портретов входят также снимки различных делегаций, сотрудников учреждений, выпускников учебных заведений и тому подобные. Авторы такого рода снимков зачастую вынуждены ограничиваться лишь чистой документацией.
Отдельное место занимает так называемый «официальный» портрет. Вольное истолкование образа здесь совершенно исключено. Съемки, обычно осуществляемые на месте пребывания официального лица (на съезде, приемах, встречах), поручаются, как правило, наиболее квалифицированным профессионалам.
Репортажные портреты — индивидуальные и групповые — постоянно публикуются на страницах нашей прессы.