Русский язык Главная // Теория // Тесты ЕГЭ // Об авторах
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6

Вариант 3.

Часть 1

A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

лгАла
клАла
пролИла
порвАла

A2 В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?

На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом
Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

много облаков
хорошо проповедовает
поезжай
с двумястами бойцами

A4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя языковые средства выразительности,

речь наполняется яркими красками.
писатель в образной форме решает проблему наполеонизма
подчёркивается индивидуальность стиля.
мысль автора выглядит более убедительно
 

A5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.
Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.
Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.
Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.


Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.

Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (3)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветным зрением. (4) Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (5)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (6)... для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает находить своё применение в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

A6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Одномерные фотонные структуры обнаружили и на теле мерцающей медузы.
Для большинства людей мышь — это небольшой вредный грызун, который частенько докучает жителям частных домов и первых этажей.
Медуза искусно управляет своими щупальцами.
Сложное строение волосков меха морской мыши, конечно, не было создано природой случайно.

A7 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

Впрочем,
Потому что
Во-первых,
Если

A8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

зоологи пока не могут (предложение 2)
нет (предложение 4)
морская мышь способна (предложение 5)
важнее то (предложение 6)

A9 . Укажите верную характеристику второго (3) предложения текста.

сложноподчинённое
сложносочинённое
сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
бессоюзное сложное

A10 Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКА (предложение 2).

частица
союз
наречие
предлог

A11 Укажите значение слова ЭВОЛЮЦИЯ (предложение 6).

учение о постепенном развитии жизни
внезапный скачок, резкий переход от одного качественного состояния к другому
изменение нормального положения элементов
постепенный переход от одного качественного состояния к другому

A12 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенио-звуковое письмо так и не были реализованы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

1,3
2
3
2,4

A13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

экзаменатор, парад..ксальный, пол.хкать (кошку)
ав..нгард, утрамбовать, возп.рание
фил..рмония, рест..врировать, безотлагательный
церемония, заг..релый, неприкосновенность

A14 . В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

под..брать, пр..образ, наилучший
пр.юбретение, пр.хветлый, пр..рост
в..лелеять, обездоленный, ра..грести
под..ёмник, субъективно, выл..ешь

A15 . В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?

люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
стро..щийся дом, иголки КОЛ..ТСЯ
крас.щие вещества, травы стел..тся
пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

A16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. успокаиваться
Б. отраслевой
В. склеивающий
Г. ткан..вый

А, Б, Г
А, Б, В
В, Г
А, В

A17 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов 2, 4, 5
2
1,2,3
4,5

A18 . В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТО-МУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (ВЛЕЧЕНИЕ целого года.
По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.
(В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.

A19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры,

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.

1,4
1,2,3
3,4
4

A21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, ко боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить..

3,4
1,3
1,2
1, 2, 3, 4

A22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.
В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы детей — пленников войн — в качестве подарков императорской семье или знатному вельможе.
Я немного испугался однако вошёл в дом.
За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.

A23 . Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
Первая часть бессоюзного'сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

A24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Валовой внутренний продукт является тем показателем (!) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран на развитые и развивающиеся.

1
1,2
1, 3
2, 3

A25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пора было уезжать (1) и (2) когда за вами пришли из города 'автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером

1,3
2,3
1,4
1, 2, 3, 4

A26 . В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

В одиннадцатом классе мы после уроков заходили в кафе, которое находилось на площади у Дворца культуры.
Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.
Так как мы не смогли отменить встречу в Лондоне, которая состоится завтра, было принято решение обменять билеты.
По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным военным врачом.

A27 Прочитайте текст.

Бурный рост экономики в XXвеке вызвал грандиозные и во многом необратимые изменения в биосфере, хотя начало им положила вся предыдущая история освоения планеты. Такое массированное воздействие на биосферу долго не осознавалось обществом как губительное для всего человечества, и, более того, человек долго ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление». Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к природе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Начало грандиозных и во многом необратимых изменений в биосфере было положено всей предшествующей XX веку историей освоения планеты.
В течение всего времени своего существования человек ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление».
Массированно воздействуя на биосферу, можно остановить грандиозные и во многом необратимые изменения, происходящие в ней вследствие бурного роста экономики в XX веке.
Чтобы остановить вызванные ростом экономики в XX веке необратимые изменения в биосфере, ведущие к гибели человечества, люди должны радикально пересмотреть своё отношение к природе

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B7

(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?
(З)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (б)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей. (7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. (8) Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (Ю)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (М)После таких книг становишься только глупее. (12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл — полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный — глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать. (26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают — и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (ЗО)Но не так-то всё просто. (31) Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32) Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. {35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше. (37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность.(41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

(По В. Иванову)

A28 Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

Вовремя прочитанная книга способна изменить жизпь, увлечь хорошей литературой.
Несмотря на обилие книг, перед современным читателем возникает проблема выбора.
Работа со словом — всегда искусство, в каком бы жанре она ни велась.
Хорошие книги помогают человеку познавать окружающий мир и себя.

A29 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 31-36?

повествование и описание
повествование
описание
рассуждение

A30 Укажите предложение, в котором используется синонимы.

5
18
21
26

Часть 2

Впишите слова или цифры без пробелов,через запятую

B1 Укажите способ, которым образовано слово ЗАКОНОМЕРНОСТЬ (в предложении 40).

B2 Из предложений 38—42 выпишите все частицы.

B3Из предложений 7—9 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.

B4 Среди предложений 7—18 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

B5 Среди предложений 6—11 найдите предложение, в котором есть необособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения

B6 Среди предложений 18—28 найдите сложноподчинённое предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное. Напишите номер этого сложного предложения.

B7 Среди предложений 37—42 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 
©Лицей 159, 2010