Русский язык Главная // Теория // Тесты ЕГЭ // Об авторах
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6

Вариант 6.

Часть 1

A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

на тОрте
прЕмировать
просвЕрлит
шАсси

A2 В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?

Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

поезжай
свыше четырех тысяч метров
несколько яблок
обгрызанный

A4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Отогнав акул далека в море,

спасателей уже ничто не волновало
дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.
на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.
жителей посёлка ожидала другая напасть. 

A5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.
Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.


Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.

(1)... (2)Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (З)Новые храмы теперь осзещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4)В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены. (5)А один специалист по сельскому хозяйству рекомендовал защищать растения весной от плохой погоды с помощью листового стекла. (6)... римляне -додумались до теплицы!

A6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

В I веке до н. э. новые стеклодувные мастерские широко распространились даже в отдалённых римских провинциях.
Техника выдувания стекла позволила удешевить процесс изготовления бокалов.
Изобрели оконное стекло в Древнем Риме в I веке до н. э.
Лучшие римские стеклодувы использовали кварцевый песок из Египта.

A7 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

В отличие от него
Поэтому
И ещё
Следовательно,

A8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

это открытие (предложение 2)
освещались стёкла (предложение 3)
окна были застеклены (предложение 4)
специалист рекомендовал защищать (предложение 5)

A9 Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

сложноподчинённое
сложное бессоюзное
сложносочинённое
простое,осложнённое

A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАСТЕКЛЕНЫ из четвертого (4) предложения текста

прилагательное
страдательное причастие
деепричастие
действительное причастие

A11 Какое слово в третьем (3) предложении имеет значение «пропускающий сквозь себя свет»?

естественный
льющийся
прозрачный
мозаичный

A12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ра-не(3)ого в тот страшный августовский месяц.

1
2, 3
3
1, 3

A13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

характеристика, ч.хтотный, внимание
осложнённый, к..рректный, выск..зать
полноценный, зал..вать, ум.лять (значение)
к..лючий, разл..чать, выт..рать

A14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

чрезмерный, и..подтишка, не.товорчивый
преградить, пр..страстный, пр.хледователь
неоправданный, постановка, подозрение
об..явление, раз..ехаться, сер..ёзный

A15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

крестьянин кос.т, непередава..мые ощущения
лесоруб ПИЛ..Т, мысл„мый отвлеченно
прачка мыл..т, предполага..мый результат
печка топ..тся., нарушаемый всеми

A16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу щена буква Е?

А. окле..вать
Б. глянцевый
B. простаивать
Г. верхуш..чный

А, Б, Г
А, Б, В
А, В, Г
Б, Г

A17 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, . на месте которых в предложении пишется Е?

Я н(1) верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2) дающие никакой пищи н(3) глазу, н(4) слуху.

1, 3, 4
1, 2, 3, 4
3, 4
1, 2

A18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

(ОТ)ТОГО места, где они распрощались с Бруком, их отделяли теперь по меньшей мере пять километров, (ПОЭТОМУ возвращаться назад не было уже никакого смысла.
И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её создала природа.
ТУТ(ЖЕ) потребовалось просить малознакомых людей, ЧТО(БЫ) позвонили маме.
Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕ-НИЕ нескольких минут, разглядываю фотографии на стене

A19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён () и ронял свои листья в маленький садик.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Уже в наше время исследователи творчества Э.А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя.

1, 4
2, 3
1,2,3,4
4

A21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Несомненно (1) есть великие люди, рядом с которыми все кажутся мелкими (2) однако (3) поистине (4) велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

1, 2, 3, 4
2, 3
3
1, 2

A22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

A23 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть сложного предложения раскрывает, поясняет содержание первой части.
Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится" во второй части.

A24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

2, 3
2
3
1, 3

A25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

1, 4, 5
2, 3, 5
3, 4, 5
1, 4

A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Главный источник загрязнения окружающей среды — возвращение в природу огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления.
Значения, которые образовались в многозначном слове путем переноса наименования, вторичны.
Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо.
Геоэкология изучает процессы и явления, которые возникают в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства.

A27 Прочитайте текст.

В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. Человек по-прежнему является частью природы. Как и любое другое живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Глубоким заблуждением является представление о том,что человек, проживающий сегодня в городе, по-прежнему является такой же частью природы, как и любое другое живое существо.
Современный человек по-прежнему часть природы, он нуждается в чистом воздухе, воде и экологически чистых сельскохозяйственных продуктах.
Сельскохозяйственные продукты, необходимые человеку, нужно выращивать на плодородных почвах.
В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, поэтому можно утверждать, что современный человек не зависит от природы.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B7

(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (З)Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)йменно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.
(б)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность — мудрый педагог — воспитывает личность, развивает (память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (Ю)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе. (П)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься [...]. (13)Во-первых, потому, что преодоленная трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы. (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» — спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он. (19)Дав-но прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22) Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.
(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же — радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.
(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над-головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание — любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30)В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.

(По В. Харченко)

A28 Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 12?

легко
тщетно
трудно
приятно

A29 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11-15?

описание
рассуждение
повествование и рассуждение
повествование и описание

A30 Укажите, в каком значении употребляется слово ИСКУСНЫЙ (предложение 29)

обладающий высоким мастерством
выполненный с большим умением и тонкостью
сделанный наподобие настоящего, природного
хорошо развитый, способный выполнять сложные задачи

Часть 2

Впишите слова или цифры без пробелов,через запятую

B1 Укажите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ (предложение 4).

B2 Из предложений 16—18 выпишите все союзы.

B3 Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЖЕЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ (предложение 13).

Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.

B4 Среди предложений 18—23 найдите сложное, частью которого является(-ются) односоставное(-ые) неопределённо-лич-ное(-ые) предложение(-я). Напишите номер этого сложного предложения

B5 Среди предложений 4—10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

B6 Среди предложений 26—31 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным причины. Напишите номера этих сложных предложений.

B7 Среди предложений 4—8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

 
©Лицей 159, 2010